Posted 4 сентября 2019, 09:33
Published 4 сентября 2019, 09:33
Modified 7 марта, 15:29
Updated 7 марта, 15:29
Ирина Мишина
Количество мигрантов в Москве растёт с каждым годом. На учёте миграционной службы России состоят 650 тысяч одних только мигрантов из Киргизии. А всего, по неофициальным данным, число мигрантов в столице превышает миллион. Естественно, их дети где-то должны учиться.
Об этой проблеме СМИ заговорили ещё в 2011 году. В спальных районах столицы, в Южном и Юго-Восточном округах, до половины учеников школ составляют дети мигрантов. Итог: почти 60% детей в младших классах столицы плохо владеют русским языком. «Чему может научить учитель, если половина учеников по-русски не говорит?!» - негодуют москвичи.
«Вы думаете детей мигрантов в школе стало меньше? В 2019 их стало еще больше, однако СМИ и телевидение стали замалчивать эту проблему», - пишет в своем ЖЖ Виталий Дробышев.- «Многие из жителей Москвы хотят устроить своих детей в школы, где у них не будет одноклассников из семей мигрантов. В некоторых школах произошло негласное разделения на "чёрные" и "белые" классы. В последние не пробиться!.. Я просто возмущён... Почему на мои налоги должны учить мигрантов? Они научатся читать за несколько лет и уедут к себе на родину, а мой ребенок из-за них не сможет получить полноценного образования!"
Социальные сети и интернет-ресурсы заполнены рассказами о негативной практике совместного обучения москвичей и детей мигрантов. Так, москвичка Оксана Пашина пишет, что в этом году отдала дочь в первый класс. По ее словам, из 30 одноклассников треть – дети мигрантов, половина из них не говорят по-русски. "Моя дочка очень любит поболтать. Её посадили с мальчиком Айдаром, который совершенно не говорит по-русски и не понимает её, а она не понимает его. Сидят молча», – рассказывает Оксана. Со слов женщины, интеграция детей мигрантов, ради которой и были созданы смешанные классы, не работает: учителям приходится тратить больше времени на объяснение заданий детям приезжих, а на остальных школьников его не остается. Со слов Оксаны Пашиной, приезжие и местные дети в их школе между собой не общаются: "Образуются какие-то маленькие группки, дети дружат между собой по принципу языка", - рассказывает женщина.
При школе, в которой учится дочь Оксаны, нет никаких дополнительных занятий или курсов русского языка. Девочка рассказывает, что пытается помогать приезжим детям научиться говорить правильно. "Я ему говорю: не "манты", а "манту" нужно говорить, я ему миллион раз уже повторяла. Но в этом не я же должна разбираться, а какой-то учитель», - жалуется ученица. По словам ее мамы, трое родителей уже перевели своих детей в другую школу по причине «неуютного соседства» с мигрантами.
Но...
В последнее время среди призёров и победителей олимпиад по математике замелькало имя Кассима Халимова. Он – сын мигрантов, по национальности - таджик. Его родители приехали в Россию девять лет назад, когда их сыну было два месяца. Сейчас мальчик учится в начальной школе и помимо успехов в математике пишет стихи на русском языке. Когда отец отправил сына на каникулы в Таджикистан, ребёнок через 10 дней начал проситься назад - «домой, в Москву».
По мнению ведущего эксперта Центра общего Института образования Надежды Бысик, во многих случаях дети мигрантов тянут вперед отстающие школы: «Когда мы начали изучать ситуацию, думали, что плохо говорящие на русском языке дети мигрантов будут тянуть школы назад. Но как показали результаты исследования, если в какой-то «плохой» школе детей мигрантов много, то именно эти дети тащат школу вперед. Дети мигрантов хотят остаться в России и больше стремятся к знаниям», – заявила эксперт.
«Новые Известия» связались с директором ГБОУ г.Москвы «Школа в Капотне» Валерием Тихоновым и попросили прокомментировать, как в их учебном заведении учащиеся-москвичи уживаются с детьми мигрантов. «Да, у нас действительно учатся дети мигрантов, но особых проблем и недовольства это ни у кого не вызывает. Если говорить о способностях детей мигрантов, то свое «не выдающееся» знание русского они компенсируют успехами в математике, информатике, биологии, химии. Мы подметили, например, что учащиеся - приезжие из Закавказья и Средней Азии в последнее время проявляют большой интерес к естественным наукам и составляют основной процент поступивших в медицинские вузы», - рассказывает Валерий Тихонов.
«Нужно делать систему адаптации мигрантов, нужны в классах адаптационные группы, которые быстро бы подтягивали, учили русскому языку », — считает депутат Госдумы Алексей Журавлёв. Для этого некоторое время назад в Москве создавали «Школы русского языка» (ШРЯ). В них дети мигрантов в течение года должны были учить русский язык, а потом поступать в соответствующий их возрасту и уровню класс. По данным Института демографии ВШЭ, в Москве в таких школах учатся не больше 300 человек, при этом детей мигрантов в столице — около 60 тысяч.
Одна из таких Школ русского языка была создана в Гольяново, где почти во всех классах местных школ больше половины учеников составляли мигранты. Кстати, по словам одного из директоров школ этого района, «учить детей мигрантов проще, чем наших»: на них есть « рычаги влияния». «Вот подрались недавно вьетнамец и азербайджанец, сразу пишем бумагу в ФМС. Для тех, кто нелегально живет, это многое значит», - признался директор.
Однако, по информации правозащитников, ситуация с детьми мигрантов не такая уж радужная. По словам Стаси Денисовой, правозащитника, сотрудника комитета «Гражданское содействие», поступает большое количество обращений от семей мигрантов и беженцев по поводу отчисления из школ и отказа в приёме. Чаще всего причина в просроченной регистрации. Администрация школ также ссылается на приказ Минобрнауки № 32 от 22.01.2014. В приказе детей разделили на две категории: в первую очередь в школу принимают тех, кто имеет постоянную регистрацию, а уже потом тех, у кого временная регистрация. «О детях без регистрации ничего в этом приказе не сказано. Видимо, чиновники считают, что таких детей в школу не надо принимать вовсе», - сетует правозащитница.
"НИ" попросили прокомментировать ситуацию с обучением детей мигрантов директора Центра образования № 109 , заслуженного учителя России, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга. Выход он видит в массовом создании Центров изучения русского языка. «Я знаю, что речь шла об открытии нескольких таких Центров, однако, в Москве столкнулись с нехваткой педагогических кадров. Думается, что в этом вопросе мог бы помочь Университет дружбы народов – там этой проблемой традиционно успешно занимались. Вообще, четкой нормативной базы по приему детей мигрантов в школы сегодня в России не существует. Мы зачисляем в наш Центр образования при наличии постоянной регистрации в Москве не менее года. По опыту могу сказать: когда мы берем детей мигрантов в детский сад при нашем образовательном комплексе, малыши быстро осваивают русский язык и находят общий язык со своими сверстниками-москвичами. А вообще, мы учим всех – и одарённых, и одурённых. Я исхожу из того, что нам надо как-то научиться жить вместе. На Луну мы отправить никого не можем».