Posted 3 апреля 2017,, 14:05

Published 3 апреля 2017,, 14:05

Modified 8 марта, 01:54

Updated 8 марта, 01:54

Архназдор: Шедевру московского метро грозит уничтожение

Архназдор: Шедевру московского метро грозит уничтожение

3 апреля 2017, 14:05
Один из лучших образцов советского ар-деко — станция метро «Аэропорт» — в ближайшее время может лишиться исторического облика, - предупреждает движение Архнадзор
Сюжет
Метро

Департамент культурного наследия города Москвы принял решение согласовать «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции, выполненный ООО «Бюро А495». К сожалению, титул проекта не соответствует его содержанию: в действительности «проект реставрации и приспособления» предусматривает практически полное уничтожение подлинного декоративного оформления вестибюлей станции, сохранившегося со времени ее открытия в 1938 году.

По мнению разработчиков, в процессе реставрации станции целесообразно полностью заменить каменную облицовку ее вестибюлей: демонтажу подлежат белый мрамор «Коелга», мрамор узбекского месторождения «Газган», мраморный оникс «Агамзалу», черный диабаз, розоватый прохоро-баландинский мрамор, армянский оливково-черный мрамор «Давалу» и мраморовидный известняк месторождения «Биюк-Янкой» (последний, по сведениям сайта Палеометро.ру, столь богат окаменелыми моллюсками и кораллами, что делает станцию «Аэропорт» одной из первой в московском метро по видовому разнообразию окаменелостей).

По крайней мере частичному уничтожению подвергнутся и редчайшие по степени своей сохранности деревянные кассы с латунными перегородками: проектом предусматриваются замена латунных деталей и «воссоздание» деревянных. Неясна также судьба подлинных оконных и дверных заполнений: несмотря на то что окна и двери входных групп полностью сохранились, в проекте также говорится об их «воссоздании».

Столь серьезное вмешательство в облик памятника обосновывается, по мнению проектировщиков, утратой подлинной облицовкой «эстетического вида природного камня» и неудовлетворительным (в том числе ограниченно работоспособным) техническим состоянием деталей интерьера.

По мнению экспертов и авторов проекта, наличие на мраморных плитах сколов, трещин и таких поверхностных дефектов, как пятна, ямчатость и выветривание, является достаточным основанием для замены подлинного интерьера памятника новодельным, выполненным из таких «аутентичных материалов», как «мрамор, аналогичный по цвету, текстуре и аналогичным характеристикам». Осознавая невозможность доставки камня с семи разбросанных по территории бывшего СССР карьеров, на некоторых из которых добыча уже давно не ведется, эксперты легализуют не только массированную замену подлинных деталей интерьера на новые, но и изменение материалов отделки вестибюлей, подобное произошедшему на «Маяковской» в 2000-е годы. Планируемая замена подлинных латунных перегородок экспертами и вовсе не обосновывается.

Перед вынесением заключения о «соответствии научно-проектной документации законодательству» экспертов не останавливает ни присутствие подлинных облицовки, столярных заполнений и художественного металла в описании предмета охраны станции, ни наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации статьи 243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».

Не пугает авторов проекта и экспертов и неминуемое разрушение в результате работ единства вестибюлей и перронного зала станции как целостного произведения архитектуры. Проект никоим образом не учитывает, что замена отделки вестибюлей разделит памятник на три чужеродных друг другу пространства, облик одного из которых — перронного зала — будет формироваться материалами восьмидесятилетнего возраста, а облик двух других — вестибюлей — современными материалами. Не исключено, что в дальнейшие планы Метрополитена входит и ремонт перронного зала, способный привести к полному уничтожению архитектурного памятника.

Можно констатировать, что в случае, если на станции «Аэропорт» будут проведены работы по согласованному Мосгорнаследием проекту, Московское метро понесет крупнейшую утрату со времен уничтожения подлинного интерьера станции «Маяковская» в 2000-е годы.

Не меньшую обеспокоенность вызывает судьба более 20 станций Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской и Кольцевой линий, акты экспертизы по которым еще не публиковались.

Полностью материал здесь

"