Рус
Eng

Ювелирное дело: Антон Петров и другие производители — о перспективах отрасли

Ювелирное дело: Антон Петров и другие производители — о перспективах отрасли

Ювелирное дело: Антон Петров и другие производители — о перспективах отрасли

28 сентября, 12:33
Бизнес
С начала 2023 года перестанут действовать специальные налоговые режимы для ювелирного бизнеса. Каковы плюсы и минусы этих нововведений? Читайте обзор мнений участников рынка.

На общих основаниях

В начале марта произошло событие, вызвавшее широкий резонанс в ювелирной индустрии. Владимир Путин подписал документ, изменивший некоторые положения Налогового кодекса РФ. НДС на покупку золотых слитков был отменен, как и налоговые преференции для ювелирного бизнеса с ежегодным доходом не более 200 миллионов рублей. Вторая часть принятых поправок вступит в силу с 1 января следующего года.

Именно отмена упрощенной системы налогообложения (УСН) стала главной новостью для профессионального сообщества ювелиров. С 2007 года «бизнес средней руки», занимающийся производством изделий из драгметаллов, пользуется послаблениями: ИП и организации могут платить 6% от доходов или 15% с разницы между доходами и расходами (ставки, кстати, зависят от региона — например, в Москве производители ювелирных изделий платят 10% разницы между доходами и расходами). При этом декларацию нужно подавать всего раз в год. Такую бухгалтерию большинство ювелиров по УСН ведут самостоятельно. По некоторым оценкам, сниженные ставки позволяют им продавать свою продукцию по более выгодной цене.

Переход на общую систему налогообложения (ОСН) предполагает выплату сразу нескольких налогов (в том числе имущественных): НДС в размере 20% и 20%-й налог на прибыль для юрлиц, НДФЛ в размере 13-15% и 20%-й НДС для индивидуальных предпринимателей. Это требует ведения полноценного бухучета с одной стороны и приводит к повышению цены готовых изделий — с другой.

Оценки сторон

В Министерстве промышленности и торговли РФ подчеркнули, что отмена налоговых спецрежимов поможет исключить мошеннические схемы, которые существуют на ювелирном рынке. Так, например, некоторые крупные производители предпочитали дробить свои предприятия на мелкие компании, чтобы уйти от налогов. В новых условиях такой подход уже не сработает.

Мнения производителей ювелирной продукции разделились. Крупные игроки не видят проблем в новых правилах налогообложения.

Основатель и совладелец крупнейшей отечественной ювелирной сети «585*Золотой» Антон Петров считает, что конечный потребитель от предложенных изменений может выиграть.

Основатель и совладелец крупнейшей отечественной ювелирной сети «585*Золотой» Антон Петров

«Равные условия для всех игроков рынка создадут здоровую конкурентную среду и позволят всесторонне защитить права клиентов», — полагает Петров. Он поясняет, что крупные производители платят НДС, а мелкие — нет. В итоге разница в цене готовых изделий может доходить до 20%. Наценки у мелких производителей или частных ювелиров, отмечает Петров, доходят до 1000%, а у крупных производств — до 50-80%.

Разговоры об отмене НДС велись уже порядка четырех лет, это не срочная мера, уточняет Антон Петров.

Антон Геннадьевич Петров — владелец ряда разнонаправленных активов, рублевый миллиардер. На момент, когда Петров Антон стал совладельцем «585» (название бренда до преобразования), сеть насчитывала 50 магазинов, сегодня их количество составляет 1000. Расширение географии и масштабирование бизнеса «585*Золотой» Антон Петров обеспечил за счет внедрения модели «ювелирное производство+продажа+ломбард+микрозаймы», что позволило наращивать бизнес даже в кризис.

В компании Sokolov уверены, что нововведения позволят сделать индустрию более цивилизованной и прозрачной. Данный бренд давно работает с НДС. В компании считают, что малому бизнесу просто нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям работы.

Sokolov — ювелирный бренд, зародившийся в Костромской области. Его основатель Алексей Соколов вырос в поселке Красное-на-Волге, там же сейчас расположен крупнейший в РФ и Восточной Европе производственный комплекс, ставший градообразующим предприятием. В компании работает свыше 2,5 тысячи сотрудников. Sokolov производит более девяти миллионов единиц продукции ежегодно. Ювелирные изделия российского бренда продаются в 16 странах.

В 2021 году 50% выручки бренда пришлось на оптовые продажи через малые предприятия и локальные розничные сети.

Представители небольших ювелирных компаний размышляют, как адаптироваться к новым условиям.

Владельцу ювелирной мастерской Олегу Моргуну теперь приходится глубоко погружаться в юридическую и бухгалтерскую тематику, хотя раньше такой необходимости не было благодаря УСН. По его словам, после ее отмены может возникнуть необходимость в заказе услуг бухгалтера, что будет крайне затратным для частных мастеров.

Олег Моргун — первый российский блогер-ювелир. Занимается изготовлением изделий из золота, серебра и платины на протяжении 25 лет. Владеет собственной ювелирной мастерской. Организатор проекта «Ювелир с нуля». На канал Моргуна в YouTube подписано более 116 тысяч пользователей. Еще порядка восьми тысяч человек следят за его работой в социальной сети VK.

В компании AVGVST также считают, что налоговая нагрузка для микро- и малого ювелирного бизнеса станет неподъемной. По оценкам представителя бренда, их расходы вырастут на 50–55%. Это приведет к повышению цен и сделает продукцию небольших производителей совершенно неконкурентоспособной.

AVGVST — российская марка, основанная ювелиром Натальей Брянцевой. Производство базируется в Екатеринбурге, украшения изготавливаются вручную. В штате компании работают 75 человек, две трети из них заняты выпуском ювелирных изделий. AVGVST — один из немногих отечественных брендов, продукция которого представлена в ЦУМе.

В экспертной среде отмечают, что мелкие производители могут переориентировать свой бизнес, начав производство бижутерии, или перенести его в страны с более лояльным налоговым законодательством, например, в Индию или Турцию.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter