Posted 22 мая 2020,, 16:12

Published 22 мая 2020,, 16:12

Modified 7 марта, 14:58

Updated 7 марта, 14:58

Александр Воронин:"Сейчас самое время запустить программу инвестиций в искусство"

Александр Воронин:"Сейчас самое время запустить программу инвестиций в искусство"

22 мая 2020, 16:12
«Мир никогда не станет прежним!» Брошенная кем-то красивая фраза обыгрывается сегодня на всех дискуссионных площадках. А мир вообще когда-либо ранее после кризисов оставался прежним? Нет, кризисы всегда приводили к структурной перестройке экономики, возникновению новых драйверов развития.

Александр Воронин, доктор экономических наук, коллекционер

И нынешний, уже очевидно, что самый глубокий с начала 21-го века мировой кризис также приведет к существенным изменениям в раскладе сил на международной арене как следствия неравномерного во времени и масштабах восстановления экономик крупнейших мировых держав.

Стадия, на которой находятся в настоящее время все без исключения страны, в том числе и Россия, может быть описана как этап выработки оптимального пути выхода из стрессовой ситуации в условиях ограниченных ресурсов. В первую очередь речь идёт о финансовой помощи системообразующим компаниям, а также бизнесу в целом и физическим лицам: безвозмездной в виде единовременного перевода денежных средств, не подлежащих возврату государству, и возмездной, включающей в себя кредитование по льготным ставкам, отсрочки некоторых платежей, например, налоговых, и другие. Всё это важные, необходимые и своевременные меры, без которых выход из кризисной ситуации будет более болезненным, длительным, а при определённых условиях может привести и к социальному взрыву.

Вместе с тем, денег государства, даже самого богатого, для решения сегодняшних проблем может оказаться и скорее всего будет недостаточно, потребуется привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем увеличения/создания внешнего и/или внутреннего, обеспеченного реальными ресурсами, долга. (Вариант включения «печатного станка» не рассматривается, поскольку он приведёт к раскручиванию спирали инфляцией и сведёт на нет 20 лет борьбы с её сдерживанием и снижением её темпов). Механизм привлечения финансовых ресурсов под гарантии государства хорошо известен – это выпуск облигаций с купонным доходом, методы размещения этих ценных бумаг – тоже: рыночный (добровольный) и нерыночный (добровольно-принудительный). Источники финансовых средств также известны как для внешних заимствований, так и для внутренних: временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, находящие на банковских счетах, а также денежные средства, находящиеся «на руках» у населения. По сути, как в случае размещения государственных бумаг на внешнем, так и на внутреннем рынках, для приобретающих эти бумаги речь идет об инвестициях под госгарантии их возврата в определённый срок на определённых условиях.

Однако, имеется ещё одна возможность оживить экономику, и речь тоже идёт об инвестициях, об инвестициях в искусство.

Сама по себе идея рассматривать предметы творческой деятельности в виде инвестиционного продукта, мягко говоря, не нова и имеет широкое распространение в мире. Художественные произведения приобретаются, какое-то время выдерживаются, а затем перепродаются с выгодой. Доходность этих операций может сильно разниться и зависит от множества факторов, в том числе и везения, но принцип движения капитала работает: деньги – товар – деньги +. Работает во всём мире, кроме России, где можно купить очень интересные произведения искусства, но вот только расстаться с ними не получится. А раз нет возможности продать, нет и инвестиции, в лучшем случае можно говорить только об удовлетворении собственных эстетических потребностей.

Нельзя сказать, у нас никогда не было рынка художественных ценностей. Рынок был и в советское время с известными особенностями и ограничениями, и в современной России. С 1985 года рынок развивался, причём, это касалось всех сегментов: и классического искусства, и авангарда, и работ «шестидесятников», а также современного/актуального искусства. Работы продавались как на крупнейших западных аукционах, так и на российских, в галереях, на художественных ярмарках и других площадках. На протяжении 20 лет можно было не только что-то русское купить, но и продать, причём с выгодой.

Наступил 2008 год, кризис. Мировой рынок произведений искусства сжался, просел, а в России – рухнул. Продать сегодня в России произведения искусства ни в одном сегменте невозможно, и это происходит на протяжении последних 5-7 лет. Столкнувшись с изменением тренда на русское искусство с восходящего на нисходящий, многие аукционные дома и галереи, успешно работавшие на рынке с конца 90-х годов и продающие произведения искусства в рамках эстимейтов, то есть цен, определённых историей продаж конкретных авторов на аналогичные работы за последние несколько лет, оказались перед выбором: продавать, почём берут, или закрыться, - выбрали второе. На их место пришли другие, реализующие принцип электронной торговой площадки eBay.com: торговля через интернет, без эстимейтов, с завершением к определённому сроку без участия аукциониста. Итог – появилась возможность купить практически всё (по сегментам), по ценам – в разы, а то и в десятки раз дешевле уровня цен середины - второй половины нулевых годов. Информация о крахе русского искусства в России, то есть на родине, недолго оставалась тайной для зарубежных коллекционеров и инвесторов, что привело к формированию устойчивого мнению об экономической нецелесообразности вкладывать в эти активы.

Кто пострадал в этой истории? В первую очередь художники и наследники художников, а также коллекционеры и инвесторы в российское/советское/русское современное искусство. Если счёт художников и наследников художников идёт на сотни тысяч, то с учётом коллекционеров и инвесторов, вложившихся в искусство, – это уже миллионы. Целый класс кровно заинтересованных в изменении тренда цен на произведения искусства на восходящий.

Решаемая ли это задача? С помощью государства – вне всякого сомнения. На уровне идеи речь может идти о создании государственной корпорации, какого-то её аналога либо компании в форме государственно-частного партнёрства, сферой деятельности которой станут инвестиции в русское/советское/русское современное искусство с дальнейшим повышением капитализации этой компании в результате переоценки находящихся на балансе художественных ценностей. Повышение капитализации неизбежно потому, что сегодня произведения искусства не стоят ничего, дно достигнуто. Необходимо добиться предельно прозрачных закупок с максимально возможной степенью информирования об этом всех заинтересованных лиц. Как только информация о результатах деятельности этого в каком-то смысле «супер-фонда» дойдёт до адресатов – коллекционеров и лиц, обладающих временно свободными денежными средствами, – этот сегмент инвестиций задышит и по темпам роста в разы опередит другие (например, в драгоценные металлы, цена которых сегодня находится на пике и вряд ли сильно вырастет, если вырастет вообще, в валюту и т.д.). Это означает, что на каждый рубль из государственного бюджета придётся несколько рублей частных, не выведенных из оборота в результате, скажем, конвертации и замороженных без движения, а запущенных в дело поддержки сферы искусств.

Данная стратегия представляется жизнеспособной при выполнении нескольких условий. Во-первых, необходимо понимать, что речь для запуска программы идёт о достаточно крупной сумме. Рынок должен увидеть не только изменение тренда, но и почувствовать, что это устойчивая тенденция. Во-вторых, не следует рассчитывать на сиюминутный результат, процесс возрождения рынка займет не недели, а месяцы (но не десятилетия!). Тем не менее, первые частные деньги в эту сферу устремятся немедленно, чтобы успеть приобрести активы по минимальным ценам. В-третьих, существенно ускорить процесс запуска программы могло бы привлечение крупного или узкого круга крупных инвесторов, тогда речь пойдёт о государственно-частном партнёрстве. Наконец, в-четвёртых, скорее всего потребуется изменение законодательной базы в части, касающейся решения вопросов создания и развития этого проекта.

Единовременная поддержка работников сферы искусств – безусловно, необходимая мера, нацеленная сегодня на, в ряде случаев, физическое выживание этих людей и членов их семей. То же относится и к наследникам художников, людям, как правило, не молодым, за свой счёт сохраняющим то, что было создано трудом их заслуженных родственников. Но хватит ли денежных средств в бюджете и различных фондах на то, чтобы данную поддержку осуществлять регулярно? Очевидно, что нет. Но, если запустить программу инвестиций в русское искусство, дальнейшее содержание этих сотен тысяч граждан Российской Федерации, а также выпускников вузов по специальности «Изобразительное искусство», автоматически ляжет на плечи ценителей искусства и инвесторов. Не говоря уже о том, что удастся сохранить созданное на протяжении многих десятилетий художественное наследие и вернуть ему статус не только семейной ценности.

"