Posted 17 декабря 2019,, 16:46

Published 17 декабря 2019,, 16:46

Modified 7 марта, 15:27

Updated 7 марта, 15:27

СМИ: Автопроизводителей лишат промышленных субсидий, а цены на авто вырастут

СМИ: Автопроизводителей лишат промышленных субсидий, а цены на авто вырастут

17 декабря 2019, 16:46
Фото: yandex.com
Получение субсидий с 2020 года российскими автопроизводителями будет зависеть от локализации производства, при этом к 2022 году гарантированная доля субсидий сократится до нуля. Как пояснил эксперт, цены на автомобили растут и продолжат рост вне зависимости от субсидий государства.
Сюжет
Цены

С 2020 года российские автопроизводители будут получать субсидии в зависимости от локализации, при этом к 2022 году доля гарантированных субсидий сократится до нуля, сообщает “Коммерсантъ”. Как ожидается, это приведет к увеличению стоимости производства и очередному росту цен на автомобили.

Со следующего года автоконцерны, работающие в России, которые подписали специнвестконтракты (СПИК), гарантированно получат только 50% компенсаций, а оставшаяся половина будет начисляться по фактической локализации.

С 2021 года по фактической локализации будет выплачиваться 75% компенсаций, а с 2022 года — 100%. При этом уровень локализации будет рассчитываться, исходя из балльной системы, которая прописана в 719 постановлении правительства (для максимальной компенсации нужно набрать 4 тысячи баллов). К примеру, минимальные условия, на которых заключались СПИК в легковом сегменте — сварка и окраска — дают производителям всего 900 баллов.

Ранее автопроизводители шли на подписание СПИК именно ради получения промсубсидий (получалось порядка 150 млрд руб. в год).

Сергей Асланян, российский журналист, радиоведущий, автомобильный эксперт, в беседе с “НИ” объяснил, что увеличение цен на машины будет происходить вне зависимости от наличия или отсутствия государственного субсидирования, просто теперь автоконцернам и дилерам будет проще объясняться с потенциальными покупателями по поводу роста стоимости автомобилей:

“Замминистра промышленности и торговли Александр Морозов сказал еще несколько лет назад, что у нас слишком много производителей — на субсидии по промсборке претендуют 25 юридических лиц — это слишком много, это избыток, у нас нет такого количества покупателей под это количество автомобилей. Как он выразился, если у нас останется три-четыре производителя, это приведет к росту конкуренции и улучшению качества. Это сказал замминистра. Одно из двух — либо он сморозил глупость, либо просто озвучил то, что является позицией министерства. Что, скорее всего, совпадает.

Компенсация, о которой идет речь, то, что сейчас называется СПИКами, специнвестконтрактами, это те деньги, которые возвращаются либо не возвращаются именно из-за косвенного налога, называемого утилизационный сбор. Когда ввели утилизацию, как обязательную, тогда под нее попали все иностранцы, но не попали наши. Иностранцы тут же возмутились: “Даешь ВТО и единое ценообразование!” Поэтому начались компенсации с тем, чтобы “АвтоВазу”, например, покрыть сто процентов, а всем остальным, "как договоримся". И, поскольку правила были более менее одинаковы для всех, то Минпромторг пошел на то, чтобы переписать эти правила и сделать их не едиными, согласно 566 постановлению промсборки, а перевести их в ранг специнвестконтрактов. Специальные инвестиционные контракты сутью своей специализации имеют то, что, во-первых, ты не знаешь, на каких условиях работает твой сосед, во-вторых, ты не знаешь, кому и за что будут что-то компенсировать.

И нынешние критерии, которые они никак не могут выработать, и бальная система — это попытка на самом деле обмануть игроков. Поэтому позиция Минпромторга: своим все — остальные идут, куда подальше. Именно к этому они и придут. И поскольку ВТО, то иностранцы пытаются хоть как-то нас привлечь к минимальному пониманию, что правила должны быть одинаковы, а мы говорим: “Ребят, у нас свои интересы!” А наши интересы — они обычные, тупые, совковые. Они сводятся к тому, что нам все равно, мы будем сейчас выворачивать карманы абсолютно всем, но своим чуть больше при этом вернем, а остальным постараемся вернуть чуть меньше — до нуля в ближайший год-два-три.

Собственно, это было позицией давно, и эта позиция сейчас подтверждена конкретными делами.

А потребитель в связи с этим вообще никак не рассматривается. И, конечно же, в обязательном порядке должны быть апелляции к неизбежному: будет рост цен, и после этого потребитель проиграет, поэтому, "что же вы делаете — вы же сейчас пытаетесь поставить производителя на колени, тем самым шарите в кармане у покупателя". Но. У нас правила игры могут меняться, могут не меняться. У нас вводились прямые и косвенные налоги (например, утилизация — это косвенный налог). У нас Горьковский автозавод и Елена Матвеева, вице-президент группы “ГАЗ”, предложили Минпромторгу и Минэкономразвития включить финансирование локальных производств в национальные проекты. Т.е. в нацпрограммах у нас теперь будет еще и строительство заводов по комплектующим для автопрома. Обещали рассмотреть. Т.е. денег по-любому нет. Но, зато если, сказала Елена Матвеева, вы пойдете на то, чтобы из нацпроектов немножко денег дать на это производство, цены на машины упадут на 10%. Потому что локализация — соответственно дешевле.

Так вот. Как бы ни менялись правила игры, невозможно вспомнить, чтобы хоть раз дешевел товар — и автомобиль в частности. Автомобили только растут в цене, особенно после кризиса 2014 года. Ни одна машина не подешевела, а правила игры за это время менялись многократно.

Машины дорожают не оттого, есть локализация или нет локализации, есть субсидии или нет субсидий, есть компенсации или нет компенсаций. Это два невзаимосвязанных процесса. И, когда таким образом апеллируют к будущему клиенту, который будет вынужден покупать машины дороже, это вранье. Потому что машины дорожают вне зависимости от того, оказывает государство поддержку или нет.

Машины дорожают, потому что представительство бренда назначает цену. Цену оно назначает, исходя из разных объективных и субъективных параметров: валютного коридора, маржинальности, откатов, взяток, сертификаций и т.д.. Машины дорожают всегда. Просто сейчас есть алиби. Почему машины подорожали? Потому что нам не компенсировали, поэтому подорожали. А вчера они почему дорожали, когда вам компенсировали?

Заканчивается 2019 год. Сколько раз все абсолютно переписывали ценники в сторону увеличения? От двух до четырех раз. Удорожание происходило либо раз в полгода, либо раз в квартал. А компенсации государства были абсолютно стабильные и одинаковые. Позиция государства в течение 2019 года абсолютно не изменилась, а машины дорожали до четырех раз у одного и того же дилера. Почему? По объективным причинам.

А в 20-и и 21-м подорожают потому, что компенсаций нет. Хорошо, это будет 21-й год с другими правилами. Сейчас правила стабильные, компенсации вам выплачивают — почему автомобили дорожают? Ой, мы не можем на этот вопрос ответить — тут есть масса вводных. Конечно, есть! Это два процесса невзаимосвязанных. Т.е. машины будут дорожать всегда. Просто на будущий год появилась причина, объясняющая, почему это происходит”.

"