Posted 14 декабря 2019,, 08:05

Published 14 декабря 2019,, 08:05

Modified 7 марта, 14:37

Updated 7 марта, 14:37

Пять российских банкиров, определяющих наше будущее

Пять российских банкиров, определяющих наше будущее

14 декабря 2019, 08:05
Цифровизация российской финансовой системы происходит даже более интенсивно, чем за рубежом, где сохраняется нацеленность на консервативные правила обслуживания клиентов. Уже сегодня мир наблюдает шагами наших финансистов, обладающих серьезными компетенциями, ресурсами в этом деле.

О звездной пятерке банкиров, заявивших о себе как о цифровых революционерах и новаторах финансового бизнеса, расскажем ниже.

Герман Греф, президент «Сбербанка»

О главе самого крупного отечественного банка известно более чем достаточно. Выходец из небольшого казахского села, потомок семьи немецких ссыльных, он известен многими любопытными фактами биографии и экстраординарными поступками. Вот лишь несколько: служил в спецназе МВД, выдержал бой против профессионального боксера, является поклонником электромобилей и даже участвовал в ралли, а также грешит опозданиями (в том числе на собственную свадьбу) и любит использовать смайлики в переписке. Эксцентричность президента «Сбербанка» не осталась незамеченной на мировой арене: журнал Forbes в 2011 году включил Германа Оскаровича в рейтинг самых необычных бизнесменов России.

Действительно, Греф не чужд нестандартных решений — может, к примеру, лично выступить в роли «тайного покупателя» в собственном банке, примерив на себя роль инвалида, пытающегося взять кредит. Что он и сделал в 2011 году.

Греф возглавляет Сбербанк с 2007 года. Его стараниями банк перестал быть «сберкассой» и превратился в цифровую компанию. Сегодня Сбербанк — это удобное приложение, роботизация и искусственный интеллект, философия Agile и репутация одного из самых технологичных банков в стране.

«Конкуренция никому не нравится, но ничего лучше никто не придумал. Я верю только в конкурентную модель развития цифрового рынка», — отмечает Греф. Или заявляет: «Доверить искусственному интеллекту можно всю рутинную работу. ИИ не может и еще долго не сможет принимать сложные решения, ИИ — это чернорабочий. Надо свалить на него все то, чем человека занимать не нужно. Качество операций тогда вырастет на порядок, причем в любой индустрии».

Олег Тиньков, председатель совета директоров «Тинькофф банка»

Про Тинькова говорят, что он превращает в деньги все, к чему прикоснется: он входит в глобальный список миллиардеров Forbes, имеет полноценный финансовый супермаркет, умеет с юмором переносить миллиардные потери и так же лихо восстанавливать финансовое реноме.

Тиньков — апологет интернет-бизнеса в чистом виде. Ставка, сделанная в конце 2000-х на полностью виртуальный банк без единого физического офиса, казалась безумием. Однако он оказался в выигрыше, фактически, предсказав глобальную цифровизацию банковского сектора вне зависимости от масштабов финансовой компании.

По размеру активов сегодня «Тинькофф» находится в тридцатке сильнейших российских банков. Его главным конкурентным преимуществом была и остается ориентация на безвизитные технологии и мобильного клиента.

«Я говорю: уберите слово банк [с карточки], оно меня раздражает. Потому что банк — это все, проехали, банков не будет через пять лет», — говорил ранее Олег Тиньков. Также он уверен, что «розничный банкинг должен быть полностью диджитал». Он утверждал это и 12 лет назад, и готов говорить еще столько же — «отделения не нужны».

Дмитрий Зауэрс, заместитель председателя правления «Газпромбанка»

Дмитрий Зауэрс — свежее лицо российского банковского сектора. Он имеет репутацию активного и смелого топ-менеджера, курирующего розницу, информационные технологии и масштабную программу трансформации Газпромбанка. Его задача — преобразовать банк, исторически заточенный на корпоративный бизнес, в высокотехнологичного «универсала», работающего как с большими юрлицами, так и с розничными клиентами.

По всей видимости, сделать это ему по силам, ведь работу банка он знает изнутри с самых низов: его карьера в «Газпромбанке» стартовала в 2001 году с должности кредитного инспектора в Томске. В 2013 году Зауэрс стал заместителем председателя правления Газпромбанка, а в начале 2018 года на него возложили миссию цифровой трансформации.

Итоги 2019 года показывают успешность начинания топ-менеджера: банк в четыре раза увеличил число пользователей мобильного приложения, в пять раз нарастил выдачу кредитов и в десять — розничные комиссионные доходы. По словам топ-менеджера, первоосновой этого стала реализация крупных технологических проектов.

«Сегодня не только банки, но и любые крупные организации, работающие в B2C, идут в первую очередь в сторону цифровой трансформации. Цифровые технологии предоставляют абсолютно иные возможности для обслуживания миллионов клиентов с лучшим качеством сервиса, лучшими продуктами, лучшей скоростью обслуживания в формате 24/7», — отмечает Зауэрс. При этом он подчеркивает, что несмотря на то, что банк встал на этот путь позже своих ключевых конкурентов, у банка есть преимущество: он может не повторять ошибки, сделанные другими.

Зауэрс ратует за бизнес с человеческим лицом. По его словам, развитие цифровых технологий, подталкивает к борьбе за клиента в первую очередь, и сегодня доступ к нему проще всего получить цифровым способом.

«Есть также понимание того, что человеку не нужна ипотека — ему нужен дом, не нужен депозит — ему нужно отложить деньги на свадьбу, рождение ребенка, образование. Как говорил Билл Гейтс, «нам нужен банкинг, но не нужны банки», — уверен зампред правления «Газпромбанка».

Сергей Солонин, генеральный директор компании Qiwi

Первые серьезные деньги Солонин заработал на бирже «Алиса» предпринимателя Германа Стерлигова, а в 2003 году стал сооснователем компании, специализирующейся на электронных платежах. Сегодня его сеть Qiwi стоит миллиард долларов, объединяет 181 000 терминалов, в ее платежной системе зарегистрированы 17,2 млн электронных кошельков .

Его компания работает сама по себе: Соломин отправился в девятимесячное кругосветное путешествии и управлял Qiwi удаленно. Бизнесмен до сих пор считает, что его отсутствие пошло команде на пользу: корпорация подтвердила силу принципа самоорганизации — с гендиректором в кресле или без него.

Платежные сервисы компании постоянно развивались, пробуя все новые драйверы роста: банк «Точка», карта «Совесть», «Рокетбанк», развитие собственных платежных сервисов. Словом, Qiwi — один из немногих, по-настоящему цифровых игроков финансового бизнеса на рынке России.

Сергей Солонин признается, что смотрит на банки «как на некоторый атавизм». «Банк нужен только для того, чтобы с регулятором общаться, и для лицензии. Вообще, людям не нужны банки, людям нужны сервисы, чтобы можно было что-то быстро оплатить. Это умирающий сценарий: идти в банк, открыть счет», — считает он. Также глава Qiwi уверен, что будущее — полностью за онлайном в привязке к месту покупки товара и операциям, которые нужны людям. «Чем ближе ты подошел к тому месту, где человек общается, находит эти места, тем лучше, тем больше шансов, что ты можешь сохранить свои финансовые сервисы», — говорит предприниматель.

Владимир Верхошинский, главный управляющий директор «Альфа-банка»

Верхошинский заслужил статус консерватора в вопросах цифровизации и предпочитает постепенное вовлечение в IT-решения. Банк должен оставаться, в первую очередь, банком, а не интернет-компанией, считает он. Тем не менее, по убеждению Верхошинского, клиент без смартфона — потенциально не клиент «Альфа-банка».

Верхошинский стал управляющим директором банка в 2018 году. Его приход начался с обновления топ-менеджмента и оптимизации штата на 12%. Результатом стал скачок темпов роста «Альфа-банка»: за 2019 год организация поднялась на два пункта, до четвертого места в рейтинге портала banki.ru. Одним из неординарных управленческих решений 2020 года стало разрешение сотрудникам не возвращаться на работу в офис до конца декабря из-за распространения коронавируса.

«Еще три—пять лет назад многие игроки по всему миру пробовали, у некоторых даже получалось, но время показало, что вероятность достижения значимого размера отдельного цифрового бизнеса и тем более коммерческого успеха не превышает 3–5%. Мы с такими ставками играть не готовы. “Альфа” — крупнейший частный банк страны с тридцатилетней историей, мы не экосистема и не ИТ-компания, мы — банк», — заявляет Владимир Верхошинский.

Тем не менее «Альфа-банк» был и остается крупным розничным игроком. Поэтому организация постоянно работает над своим мобильным приложением, совершенствованием клиентского опыта и оптимизацией сети офисов.

"