Posted 12 апреля 2022, 07:21
Published 12 апреля 2022, 07:21
Modified 7 марта 2024, 12:31
Updated 7 марта 2024, 12:31
Иван Петровский
Сообщалось, что ради десятикратного увеличения объемов перевалки импортных и экспортных грузов решено было даже искусственно отсыпать в акватории новый земельный участок, существенно расширив таким образом площадь порта.
Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики план понравился. Воодушевленные стивидоры сообщили, что согласовали с ней больше трех миллиардов рублей инвестиций в проект, а, зная специфику инвестиций в ДФО и в России в целом, можно смело предположить, что значительная часть этих средств - деньги различных государственных фондов, читай бюджетные. И это не все - «Первомайскому» без проблем гарантировали нулевой налог на прибыль первые пять лет и сниженные с 30% до 7,6% страховые взносы в течение 10 лет. Иностранное оборудование планировалось завозить без пошлин через механизм свободной таможенный зоны благодаря режимам СПВ и ТОР. Мечта, а не проект!
Но то было 18 февраля. 24-го же случилась спецоперация на Украине, а еще спустя несколько дней Россия оказалась под беспрецедентными санкциями. Крупнейшие бизнес-проекты оказались под вопросом, и печальная судьба казалась неизбежной и для планов по расширению «Первомайского» - гиганты Maersk (Дания) и MSC (Швейцария), на которых приходится почти 50% всего рынка грузоперевозок, ушли из России.
Но сворачивать амбициозный проект и отказываться от миллиардных вложений, а затем и прибылей в «Первомайском» не захотели. Вместо этого там решили «перепрофилировать» проект - и рассмотреть идею никогда не теряющей актуальности перевалки угля. По нашим данным, план принадлежит Валерию Местулову - заезжему гендиректору порта, уже имеющему в своем послужном списке подобные проекты.
Однако перевалка угля - больная тема для Приморья. Практически все игроки этого рынка находятся в постоянном противостоянии с местными жителями, экологами и властями, ведь только единицы из них способны обеспечить не только прибыли для себя, но и безопасность для людей и окружающей среды.
Нетрудно предположить, что превращение «крупнейшего порта по перевалке грузов» в «крупнейший порт по перевалке угля», да еще и ценой искусственной отсыпки акватории - это, что называется, две большие разницы. Но не просто так это неприятное перевоплощение «Первомайского» связывают именно с Валерием Местуловым.
62-летний менеджер из Петербурга успел поруководить и повладеть десятками компаний, начав на Украине в атомной энергетике, а затем сообразив, что будущее и деньги за Дальним Востоком и его портами, местами почти неконтролируемыми. Меняя компании почти каждый год, Местулов оставил за собой, по нашему мнению, шлейф не менее черный, чем облако угольной пыли, которым он хочет окутать Золотой Рог.
Роспотребнадзор, Ростехнадзор и другие контролирующие ведомства много лет борются с Местуловым. Как пишет приморское издание Золотой рог, «в весьма обширном послужном списке господина Местулова не всё так безупречно. Местулов возглавлял различные стивидорные компании, которые в период его правления не раз привлекались Росприроднадзором и Роспотребнадзором к административной ответственности за нарушение федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Историю своих нарушений в 2022 году бизнесмен, как мы полагаем, только пишет, но уже сейчас обращает на себя внимание его размашистый почерк. Отдельной строкой в его биографии выделяются как раз экологические нарушения - слишком уж часто и настойчиво предприятия под руководством Местулова травят воду, воздух и землю вокруг себя. Теперь «токсичная империя» раскинется не только на землях бухты, но и влезет на ее акваторию, где вырастет искусственно отсыпанный участок.
И все это, напомним, на деньги и при полной поддержке государства. Впрочем, винить здесь чиновников пока не стоит - они-то как раз «вписывались» в совсем другой проект, экологически куда более безопасный и экономически перспективный для всего Дальнего Востока. Но теперь их могут обвести вокруг пальца - уже имеющиеся разрешения, согласованные льготы и выделенные деньги Валерий Местулов может пустить на перевалку угля, место которой в экономике ДФО, напротив, все эти годы сознательно сокращалось - вместе с ее негативным вкладом в экологию.
В крайне непростые для страны времена, когда на уход иностранных компаний необходимо повсеместно реагировать их оперативной и полноценной собственной заменой, «Первомайский» просто «пересаживается на другие лыжи», делая для похорон грузоперевалочной индустрии значительно больше, чем пресловутые датчане или швейцарцы.
Как осуществлять тот самый обещанный разворот на Восток, когда крупнейшие компании просто плюют на обязательства и меняют сферу деятельности на куда менее значимую и актуальную, но более прибыльную? И чем это отличается от спекуляций на ценах продуктов первой необходимости, так же отбрасывающих страну в развитии на десятилетия?
Но если за преступления против этики не судят, то как быть с возмущением многочисленных партнеров, жителей Приморья и властей, уже выдавших Местулову разрешения под совсем другой бизнес. И в контексте вышеупомянутого будет крайне удивительно, если подобному делу просто дадут произойти, а ее бенефициару - в очередной раз умножить свое состояние. И о каком тогда развитии Дальнего Востока, порученном лично Президентом страны, можно будет говорить?