Posted 11 января 2021, 11:04
Published 11 января 2021, 11:04
Modified 7 марта, 14:27
Updated 7 марта, 14:27
Иван Петровский
Сегодня страховой брокер "Виллис СНГ" занимает 31 процент российского рынка. У идущего на втором месте страхового брокера Сбербанка - на 10 процентов меньше. Если же "Виллис" сольется с АОН (третья позиция в списке с долей в 10 процентов), то мы получим классического монополиста.
Чем опасны монополии на любых рынках, хорошо известно из учебников экономики и истории. Но в нашем случае важен другой аспект, а именно - экономическая безопасность России.
"Лукойл", "Газпром", "Роснефть", "Сибур", "Алроса", "Новатэк", "Металлоинвест", СУЭК, "Газпромнефть", ОМК, КТК-Р - лишь мизерная часть российских клиентов брокера, о которых страховой брокер «Виллис" знает самые подробные нюансы технического состояния объектов инфраструктуры, понимает производственные взаимосвязи и владеет информацией о перспективах модернизации и расширения производства. Стратегические предприятия России оказываются прозрачными перед оком Большого Западного брата, который то и дело включает новые санкции или развязывает экономические войны с далеко идущими целями (в этом смысле история с "Северным потоком-2" и желанием США подвинуть Россию на энергетическом рынке ЕС весьма показательна).
Конечно, всегда можно сослаться на конфиденциальность страховых договоров и обязанность брокера хранить коммерческие тайны клиентов. И тут сомнений в их честности не возникает. Но лишь до той поры, пока они сами не становятся объектами расследования контролирующих и правоохранительных органов своих стран.
В качестве примера приведем ситуацию с расследованием Европейской комиссии в отношении страховщика. Как сообщало агентство Рейтерс, участники нового супер-монополиста не согласились с определенными требованиями Европейских контролеров, те обиделись - закусили удила и инициировали разборку со слиянием «Виллис" и АОН.
«Что, опять?» - скажут люди, знакомые с историей компании.
На память приходит скандал почти 10-летней давности. В июле 2011 года СМИ сообщили:
The UK Financial Services Authority (FSA) has fined Willis £6.895 million ($10.3 million) for failings in its anti-bribery and corruption systems and controls.It is the biggest fine imposed by the FSA over financial controls and relates to £27 million ($40.5 million) in payments to overseas third parties between January 2005 and December 2009. Payments for business in Egypt and Russia have been reported to the Serious Organised Crime Agency.
В прямом переводе это означает, что "Управление финансовых услуг Великобритании (FSA) оштрафовало "Виллис" на 6,895 миллиона фунтов стерлингов (10,3 миллиона долларов) за недостатки в его системах борьбы со взяточничеством и коррупцией. Это самый большой штраф, наложенный FSA за финансовый контроль, и он касается 27 миллионов фунтов стерлингов (40,5 миллиона долларов) в виде платежей иностранным третьим лицам в период с января 2005 года по декабрь 2009 года. О платежах за бизнес в Египте и России стало известно Агентству по борьбе с организованной преступностью".
Иными словами, речь идет о более чем серьезных "недостатках". Но в этом контексте удивляет более чем осторожный вывод Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании. Слово «коррупция» в сообщении присутствовало, но формулировка звучала весьма обтекаемо:
«Компания Willis Limited не предприняла надлежащих шагов для обеспечения того, чтобы платежи, которые она производила третьим сторонам за рубежом, не использовались в коррупционных целях». (полная копия документа есть в редакции - "НИ")
Можно бесконечно иронизировать над бюрократическим языком англичан. Но мягкая формулировка (по нашему оценочному суждению) не случайна. За «выплаты» на 27 миллионов фунтов, компании пришлось заплатить всего 6 миллионов фунтов штрафа. Обычно так происходит, когда предметом договоренностей с государственными регуляторами становятся другие «полезные услуги» следствию - например, детальный обмен информацией с силовиками. Ведь англо-саксонская система дознания устроена весьма просто. Не хочешь платить - сдай коррумпированного соседа. Если сосед живет и работает в потенциальной стране - сопернике, это еще лучше. Пучок таких «соседей» не жалко обменять на уменьшение штрафа в разы от возможной суммы и перспективы дальнейшего беспроблемного развития корпорации.
Не исключено, что мягкое наказание для "Виллис" означало и карт-бланш для продолжения сомнительных практик. Ведь не прошло и года, как страховщик вновь оказался в центре скандала.
Как сообщило в марте 2012 года британское издание Insurance Day, менеджер одного из крупнейших страховых брокеров в мире Willis Терри Вест отстранен от работы в связи с подозрениями в коррупции при ведении бизнеса в странах СНГ. Вест работал с "Аэрофлотом", грузовым перевозчиком "Волга-Днепр" и фирмой "Терминал", которая построила и обслуживает терминал D в Шереметьево.
А чуть раньше "авиационного" скандала сообщалось об отстранении брокера-англичанки, которая работала с другим стратегическим предприятием России - "Северсталью".
Таким образом, в результате всех этих расследований и «дознаний» большинство крупнейших технологических гигантов России могло попасть под колпак самых различных служб Великобритании и других стран Запада.
Не случайно в отчете ее аудитора «Делойт и Туш» указана оговорка о «неприменении руководством «Виллис" стандартов раскрытия».
Звучит мудрено, но те, кто понимает в бухгалтерском деле, без труда разберутся, что значат такие слова и зачем их вписывают аудиторы, понимающие, что в случае расследования полетят головы и не желающие подставлять свои шеи под топор.
Чтобы уйти из под цепких глаз аудиторов и регуляторов, необходимо было выдумать новую схему.
Как рассказали информированные источники, в последние годы в разы выросли премии сотрудников внутри брокера. Причём настолько, что размер премий всего нескольких человек оказался больше прибыли всей компании.
Схема легко заметна в официальном отчете о движении денежных средств (есть в распоряжении редакции - "НИ").
Открываем и смотрим. При поступлениях на 6 миллиардов рублей в 2013 году, на оплату труда работников приходилось 227 миллионов рублей. А в 2017 году при уменьшении поступлений почти в 3 раза, «оплата труда работников» выросла вдвое. Жаль, что бухгалтерская отчетность, доступная журналистам, заканчивается 2017 годом, ведь источники рассказывают, что премии только пары работников в в последний год превысили 1.5 миллиарда рублей. Такие крупные суммы, если подтвердятся, точно станут поводом возбудиться всем проверяющим, которые могут задаться логичным вопросом - а как формируется кэш для выплат брокерам? Нет ли в схеме каких-нибудь сомнительных фирм-прокладок из различных субъектов РФ?..
Новое расследование Европейской комиссии почти наверняка закончится, как и старое - мягкими формулировками и жесткими негласными мерами. Но в любом случае можно прогнозировать, что европейские силовики получат очередной блок фантастически важной для национальных интересов своих стран информации.