Posted 28 декабря 2020, 16:06
Published 28 декабря 2020, 16:06
Modified 7 марта, 14:35
Updated 7 марта, 14:35
Виктор Кузовков
И только затем она поступит в строевую часть, вместе с остальными 75-ю самолетами данного типа, заказанными армией по личному распоряжению В. Путина.
Событие, с какой стороны на него не взгляни, очень значимое для России. Проект, начавшийся ещё в 2001 году, наконец-то воплотился в первую серийную машину. Позади множество проблем, связанных как с экономикой, так и с множеством других нюансов. Не было излишка денег, не было множества технологий, не было соответствующего опыта, не было (и до сих пор нет) штатного двигателя для этой машины, не было оружия, которое бы соответствовало новому истребителю и позволило бы ему решать весь спектр решаемых задач, не было радара… В общем, это тот самый случай, когда мы вправе говорить о постройке чрезвычайно сложного изделия буквально с нуля…
Будем откровенны – построить новую машину такого класса трудно в любом случае, и это мы видим на примере тех же американцев, которые вот уже много лет «доводят до ума» истребитель F-35. Проблем у них было гораздо меньше, а в сравнении с Россией, можно сказать, их не было совсем. Огромные финансовые возможности, имеющийся опыт разработки первого стелс-истребителя F-22, передовое двигателестроение, электроника – казалось бы, новый проект должен был дойти до серийного производства быстро и без малейших проблем. Но как мы знаем, на самом деле все было куда сложнее, а F-35 до сих пор вызывает множество споров, страдает от недостатков, детских болезней, технических и концептуальных проблем. Так что если по привычке оглянуться на «законодателей мод», то все у нас очень даже неплохо…
Строго говоря, создание Су-57, поначалу известного как ПАК ФА или Т-50, поначалу шло очень неплохими темпами. В воздух первая машина поднялась в 2010 году, то есть, всего через 9 лет после старта программы. В 2013 году началось мелкосерийное производство, к ходе которого было построено 13 экземпляров истребителя, необходимых для полного цикла испытаний. Какая-то часть из них не взлетела в воздух, поскольку предназначалась для наземных испытаний, в том числе для банального разрушения на стендах, остальные выполнили очень значительный объем испытательных полетов, которые и позволили довести разработку до нынешнего этапного события.
Как и предполагалось многими экспертами, первые машины серии будут подняты в воздух с так называемыми двигателями первого этапа. Это двигатели АЛ-41Ф1, являющиеся развитием серийных двигателей АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и не пошедшего в серию двигателя АЛ-41Ф, разработанного для истребителя МиГ 1.44. От двигателя второго этапа, который предполагается ставить на Су-57 штатно, он отличается несколько меньшей тягой и большим расходом топлива. Кроме того, сопла у АЛ-41Ф1 традиционные, круглые, что сказывается на тепловой и радиолокационной (с определенных ракурсов) заметности истребителя. Тем не менее, двигатель первого этапа нельзя назвать совсем уж непригодным для самолета пятого поколения – он позволяет истребителю Су-57 даже в нынешнем виде летать на сверхзвуковой скорости без форсажа и обеспечивает ему дальность полета (не радиус!) до 4000 км (на дозвуковой скорости) и практический потолок порядка 20 километров.
Тем не менее, особые надежды разработчики и военные связывают с установкой двигателя второго этапа, более известного под заводским шифром «Изделие 30». Это полностью новый двигатель, который по основным своим характеристикам должен превзойти АЛ-41Ф1. В частности, он должен быть легче, но при этом мощнее и экономичнее, что положительно скажется на всех летных характеристиках Су-57. Кроме того, предполагается, что ресурс нового двигателя будет выше, что положительно скажется на стоимости эксплуатации истребителя. Ну и последнее важное отличие – вероятно, «Изделие 30» все-таки будет обладать плоским соплом с отклоняемым вектором тяги, что положительно скажется на заметности самолета для радаров и инфракрасных оптических систем. Правда, полной уверенности в появлении плоского сопла до сих пор нет – этому препятствуют не только технологические проблемы, но и некоторые концептуальные споры.
Двигатель второго этапа – совсем не «мультик», как об этом иногда говорят критики проекта. Его разработка вступила в решающую стадию, а первый полет Су-57 с этим двигателем был совершен ещё в 2017 году. Разумеется, этот полет был испытательным, как и еще множество последующих. Поскольку авиадвигатель является едва ли не более технологически сложным изделием, чем сам истребитель, его доводка займет еще некоторое время. Тем не менее, есть все основания полагать, что серийное производство нового двигателя начнется не позднее 2024 года, а с 2025 года все истребители Су-57, построенные Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом, будут оснащаться именно двигателем второго этапа. Также логично ожидать в эти сроки полной ремоторизации ранее построенных истребителей.
Серийные поставки Су-57 по плану должны были начаться в 2019 году. Но они были отложены на год из-за аварии, случившейся с самолетом как раз в это время. Предположительно, тогда в окрестностях Комсомольска-на Амуре разбился как раз первый серийный истребитель, поднятый в воздух для заводских испытаний. Авария произошла из-за отказа техники, и хотя пилоту удалось катапультироваться и спастись, это было достаточным основанием для того, чтобы сдвинуть начало серийного производства ровно на год, для выявления и устранения недостатков.
За время, прошедшее с начала разработки Су-57, незаметно и очень быстро свою программу создания истребителя пятого поколения реализовал Китай. Поэтому Россия, хотя и должна была стать второй в этой гонке, по факту оказалась третьей. Наверное, это не очень радостно осознавать, но пока дело не дошло до участия России в какой-нибудь большой войне, данный факт можно считать некритическим.
Кстати, о войнах. Су-57 был опробован ВКС России в Сирии, во время боевых действий против террористических формирований. Безусловно, проверку эту можно назвать весьма относительной, ведь ни ПВО, ни, тем более, истребительной авиации у боевиков не было. Однако опыт эксплуатации предсерийных экземпляров в обстановке, максимально приближенной к боевой, а также боевое применение оружия, в частности, имеющихся на вооружении Су-57 ракет «воздух-поверхность», нельзя назвать совсем уж бесполезным. Да, это не война с технологически равным противником, но ведь в том-то и дело, что случись она, испытывать что-то будет уже поздно…
Итак, что мы имеем на данный момент? Как минимум, мы получили машину, которая может с успехом заменить Су-27 и машины, созданные на его основе. Окажется ли Су-57 лучше F-22 или китайского J-20 Chengdu, или нет, судить мы пока не можем, да и не хотелось бы, честно говоря, увидеть их прямое столкновение. Но мы с уверенностью можем говорить о том, что подобное перевооружение наших ВКС гарантированно усилит их, поскольку ресурс Су-27, а также созданных на его основе Су-30 и Су-35 совсем не бесконечен и на данный момент почти исчерпан.
В отличие от американцев, мы получили более универсальную машину. У них, напомню, F-22 является чистым истребителем-перехватчиком, практически не приспособленным к работе «по земле», а F-35, наоборот, в угоду универсальности получился не совсем истребителем, и если по каким-то причинам у него отнять высокую скрытность, он моментально будет «деклассирован» и перестанет считаться истребителем хотя бы отчасти. В отличие от них, Су-57 сохранил отличные пилотажные характеристики, общую нацеленность на контроль воздушного пространства, но при этом может решать и широкий спектр сопутствующих задач, в том числе таких, как атака наземных целей и прорыв ПВО противника.
Проводить прямое сравнение с китайской машиной сложнее. В СМИ мало фактической информации об этой машине, зато очень много пафосной трескотни китайских экспертов, относящих российскую машину к предыдущему поколению и говорящих об однозначном превосходстве J-20 Chengdu над Су-57. Верить ли этому, пусть каждый решает сам за себя, мы лишь напомним, что по имеющейся информации, в основе китайского истребителя лежат советские наработки по истребителю МиГ 1.44. И есть устойчивое мнение, что российские спецслужбы сознательно слили китайцам эти наработки, чтобы пустить по ложному направлению. Правда, никаких официальных подтверждений этому не было, так что это тоже – вопрос веры… Кроме того, до сих пор «китаец» комплектовался российскими двигателями АЛ-31Ф, которые, конечно, понадежнее китайских аналогов, но все-таки вряд ли позволяют китайской машине приблизиться к Су-57 по своим пилотажным характеристикам.
Правда, мы просто обязаны добавить в получившуюся «бочку меда» и изряднейшую «ложку дёгтя». Серийные поставки нового истребителя в ВКС только начались, а в мире уже вовсю говорят об истребителе следующего, шестого поколения. Американцы в этом году даже подняли в воздух прототип такой машины, после чего разразились традиционными в таких случаях победными реляциями. Облик «шестого поколения» пока даже не сформирован, но некоторые новинки, к производству которых приблизился мировой авиапром, весьма впечатляют. Это и детонационные двигатели, предполагающие огромный шаг вперед по мощности и топливной эффективности, и так называемые «квантовые радары», грозящие «помножить на ноль» существующие технологии обеспечения радиолокационной скрытности, и развитие систем искусственного интеллекта, благодаря которым новые истребители, возможно, станут беспилотными и смогут летать в сопровождении целого роя дронов. Комбинация любых из этих технологий сможет произвести революцию в авиастроении, и окажется, что пятое поколение стремительно и необратимо устарело…
Кстати, нужно отметить, что Россия почти не отстает в разработке истребителя шестого поколения. По некоторым оценкам, российский прототип такой машины может подняться уже в 2021-2022 годах, а полная разработка машины практически не будет отставать от темпов американцев. В этом случае мы действительно сможем говорить о том, что через десяток лет на вооружение ВКС начнут поступать совершенно новые машины, а Су-57 так и останется в количестве 76 серийных машин…
Но это, разумеется, всего лишь предположения. Насколько они достоверны, покажет только время, поэтому сосредоточимся на том, что есть в реальности. А в реальности у нас точно есть первый серийный Су-57 – истребитель, за который точно не стыдно…