Posted 28 февраля 2022,, 11:05

Published 28 февраля 2022,, 11:05

Modified 7 марта, 12:30

Updated 7 марта, 12:30

Польский МИГ-29 на взлете

Какие боевые самолеты поставят в Украину Евросоюз и НАТО

28 февраля 2022, 11:05
Фото: Соцсети
Польский МИГ-29 на взлете
Страны Европейского союза намерены наращивать поставки оружия на Украину и даже включить в них боевые самолеты
Сюжет
Самолет

Александр Сычев

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Союз намерен в рамках военной помощи поставить на Украину боевые самолеты. «Мы собираемся поставлять Украине летальные вооружения и даже боевые самолеты», — заявил Боррель после совещания руководителей внешнеполитических ведомств ЕС.

Что конкретно имел в виду высокопоставленный европейский дипломат, он не уточнил. Едва ли речь шла о каких-то западноевропейских или американских боевых самолетах. Хорошему летчику, как говорят сами авиаторы, все равно, на какой машине взлететь, лишь бы крылья были. Но даже ассы не смогут воевать пусть даже не на самом современном, но чужом самолете.

Если же в ЕС думают отправить на Украину боевые машины западного производства, то в этом случае управлять ими придется западным летчикам. На днях власти Великобритании многозначительно заявили, что не будут возражать против отправки на Украину добровольцев, если таковые найдутся. Хочется думать, что в Лондоне понимают, на какой шаг подталкивают англичан, и к каким последствиям это может привести для самой Великобритании.

Поэтому, думается, что Боррель, скорее всего, имел в виду самолеты советского производства, еще остающиеся в некоторых странах Восточной Европы. Какой же «советский» потенциал может быть привлечен к осуществлению «намерений ЕС»? Оперировать возможно лишь приблизительными цифрами, так как техническое состояние самолетов постоянно ухудшается, некоторые уже и в воздух подняться не способны, от каких-то уже избавились.

До недавних пор Польша обладала 27 истребителями МИГ-29 и еще 18 истребителями-бомбардировщиками Су-22. В каком состоянии они находятся сегодня, не понятно. Фактически они выслужили установленные сроки эксплуатации, а в связи с нехваткой средств для закупки новых боевых самолетов министерство обороны Польши регулярно продлевает на бумаге их ресурс. Так, для «сушек» ресурс продлили до 2024-2026 годов.

Словакия имеет 12 МИГ-29, но боеспособны только четыре.

В 2010 году Венгрия сняла с вооружения 28 самолетов МИГ-29. Есть у нее еще 16 истребителей-бомбардировщиков Су-22, изготовленных в 1981—1983 годах, 13 МИГ-23, включая три самолоета, которые отдала в 1991 году Германия. Однако эти самолеты на Украину, очевидно, не попадут – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что его страна не будет поставлять оружие Киеву.

Румыния могла бы отдать свои МИГ-21 Lancer, которые в свое время модернизировали румынская компания Aerostar и израильская Elbit Systems. Всего этих МИГов должно быть более 20 штук. Румыны могут вернуть также украинский истребитель Су-27, недавно прилетевший к ним, но летчик вряд ли согласится вернуться на родину.

Болгария до февраля 2020 года располагала 14 штурмовиками Су-25, восемь из которых были не так давно отремонтированы и модернизированы в Белоруссии, и шестнадцатью истребителями МИГ-29.

Но даже если все эти самолеты переправить на Украину, как решить целый ворох проблем, которые неизбежно возникнут с их прибытием. Прежде всего, все самолеты, находящиеся в распоряжении ВВС стран Восточной Европы, переоборудованы под натовские электронные стандарты, а это значит, что их могут сбить свои же, приняв за чужаков.

Под большим вопросом также их работоспособность. Напряженность, многие годы нагнетавшаяся в отношениях с Россией, и санкции привели к тому, что техническое обслуживание самолетов велось из рук вон плохо. В частности, по оценкам польских военных экспертов, коэффициент боеготовности их истребителей МиГ-29 составляет 0,5. Эта цифра говорит о том, что ни на один из этих МИГов в боевых условиях положиться нельзя.

Наконец, в настоящее время украинские ВВС испытывают острый дефицит военных летчиков. Сколько их осталось, едва ли знают даже в украинском оборонном ведомстве. В 2019 и 2020 годах свыше 70 пилотов оставили службу, а в июле прошлого года еще пятеро отказались продлевать свои контракты. На днях еще один летчик-истребитель вместе со своей машиной перелетел в Румынию. Так что, по большому счету, заявление Борреля о боевых самолетах – фигура дипломатической речи, если, конечно, за ней не стоят безумные планы вооруженного вмешательства, пусть даже под видом добровольческой инициативы.

"