Рус
Eng

Китай хотел бы раскрыть секреты упавшего в море американского истребителя F-35С

Китай хотел бы раскрыть секреты упавшего в море американского истребителя F-35С
Китай хотел бы раскрыть секреты упавшего в море американского истребителя F-35С
27 января, 12:36АрмияФото: Фото: Соцсети
Демонстрация силы у берегов Тайваня закончилась для американских военных падением в море легендарного самолета и угрозой потерять его секреты

Александр Сычев

Не все так задумывалось в Вашингтоне, но получилось крайне неудачно. Все шоу испортил многоцелевой истребитель F-35С, который при посадке на палубу авианосца USS Carl Vinson, упал в воды Южно-Китайского моря.

Произошла эта неприятность несколько дней назад, когда 7-й флот США демонстрировал Пекину свою мощь, а Тайваню готовность Вашингтона не только на словах оказать поддержку самоопределившейся островной части Китая. Все американские газеты облетели впечатляющие постановочные кадры боевого построения двух авианосных групп, двух групп морских десантных кораблей и вертолетоносного эсминца ВМС США, которые поддерживали военные корабли Сил самообороны Японии. На море стройными рядами движутся корабли, а в воздухе над ними – многочисленные и разнообразные боевые и разведывательные самолеты.

В Пекине оценили шоу по достоинству и ответили отправкой мощной группировки военной авиации в сопровождении самолета радиоэлектронной борьбы J-16D к берегам Тайваня. Китайский ответ произвел сильное впечатление на Тайбэй.

В этот кульминационный момент пилота американского F-35C угораздило не удержать свой самолет на палубе авианосца Carl Vinson. Сюжет сразу изменил ход мыслей командования ВМС США. Армада еще продолжала по инерции маневрировать возле Тайваня, а в Вашингтоне головы уже болели о том, как не дать китайцам овладеть самолетом, в котором передовых технологий на сто с лишним миллионов долларов.

Сложность задачи не только в том, что немалый труд представляет собой поиск и подъем истребителя, если он, к тому же, по какой-то причине не подаст сигнал. Проблема в том, что утонул он в спорной зоне. Китай рассматривает эту часть Южно-Китайского моря как национальную, хотя и сталкивается с решительными возражениями ряда соседних стран, которых поддерживает Вашингтон. США стоят на том, что это – международные воды.

Однако юридические нюансы малоутешительны. Как ни крути, а F-35 находится в опасной близости от Китая, известного своей склонностью копировать чужие достижения.

К тому же американские журналисты тут же напомнили, что Тихоокеанский флот России, который, в принципе, базируется не очень далеко от этих мест, обладает подводными лодками специального назначения, а также специализированными надводными кораблями, которые могут помочь китайцам или даже самостоятельно выкрасть американские секреты. Тем более, что речь идет о подъеме самолета со всей начинкой и вооружением, который едва ли получил серьезные повреждения.

Чтобы не дать китайским ВМС возможности оперативно начать поиски американского самолета, пресс-служба 7-ого флота несколько дней молчала о том, что самолет свалился за борт. В прессу выпустили лишь информацию о том, что авария имела место быть (это итак видели многочисленные приглашенные журналисты), что есть пострадавшие, что оборудование палубы повреждено незначительно, и самолеты продолжают летать.

«Всего пострадало семь человек, включая пилота. Пилот и еще два моряка эвакуированы в медицинское учреждение в Маниле (Филиппины), а четыре моряка получили помощь от медицинского персонала авианосца», - сказал тогда лейтенант ВМС США Марк Лэнгфорд.

Теперь же ВМС признали утрату самолета и заявили о разработке планов по скорейшему его подъему, так как существуют серьезные опасения, что Китай может сделать это раньше. У китайцев тоже есть средства подъема, и обе стороны знают район, где самолет затонул.

Как именно произошла авария, ВМС США пока не сообщают, заявив, что следствие продолжается. Предположительно, что-то произошло с системой торможения. Истребитель зашел на посадку, приготовившись крюком зацепить тормозной трос. А дальше началось непонятное. Он промчался какое-то расстояние по прямой, и вдруг повернул в сторону борта. Похоже, пилот был бессилен что-либо сделать и просто катапультировался, когда F-35 уже сорвался с края.

Пока неясно, какие действия предпримут ВМС США. По словам лейтенанта Лэнгфорда командование оценивает все факторы. Для принятия решения необходимо знать глубину, направление течений и точное местоположение потерянного F-35C. К тому же спасательные работы придется вести буквально под носом у китайцев.

В принципе, вариантов дальнейших действий у американцев два: британский и японский.

В ноябре прошлого года в Средиземном море во время неудачной попытки взлететь с авианосца HMS Queen Elizabeth затонул британский истребитель F-35B. Правительство Великобритании сильно разволновалось из-за того, что может стать виновником утечки технологических секретов своего «большого брата», и приложило немало сил, чтобы поднять самолет. Но своих сил не хватило и запросили помощь американских друзей, которые прислали из Испании специальный спасательный корабль с оборудованием. 7 декабря F-35 подняли с глубины примерно полутора тысяч метров.

В 2019 году в Тихий океан упал японский F-35A. Что-то не заладилось у японского пилота при заходе на посадку, и на большой скорости, хотя летчик должен был сбросить ее, самолет врезался в поверхность океана. Разрушения были сильными, поэтому значительную часть самолета японцы не стали поднимать. Видимо, они рассудили так: если какой-то секрет и уцелел, то овчинка едва ли стоит выделки.

Китаю Вашингтон едва ли согласится отдать даже болтик со своего самолета. Задержать американцев могут только погодные условия, а совсем остановить – только невозможность найти F-35 в неспокойных глубинах Южно-Китайского моря.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter