Posted 12 марта 2022,, 12:04

Published 12 марта 2022,, 12:04

Modified 7 марта, 12:42

Updated 7 марта, 12:42

Списать нельзя ремонтировать: Америка не знает, что делать с военными крейсерами

Списать нельзя ремонтировать: Америка не знает, что делать с военными крейсерами

12 марта 2022, 12:04
Фото: Соцсети
Американские ВМС пытаются уговорить политиков списать мощные, но безнадежно устаревшие корабли прошлого века

Александр Сычев

В высших политических и военных кругах США возобновилась дискуссия о необходимости крейсеров в американском флоте. Споры тянутся с начала 2000-х годов. Крейсеры, то решают списать, то отменяют это решение и принимают другое – ремонтировать и модернизировать. Моряки стоят на том, что крейсеры – пережиток прошлых войн и от них давно пора отказаться. Конгрессмены не соглашаются – мощь крейсеров необходима им для обеспечения превосходства США в мировом океане.

О чем идет спор? О крейсерах Ticonderoga – больших и быстроходных боевых кораблях, которые обладают столь мощным вооружением, что могут выполнять задачи независимо от флота. Они способны подавить небольшую группу кораблей противника, прервать движение на торговых путях, оказывать огневую поддержку сухопутным войскам. Всего и не перечислить. Универсальная штука. Во все времена, с конца XIX века, крейсеры составляли боевую основу флотов.

Со второй половины XX века их звезда стала закатываться – морские соединения стали укрупнять за счет кораблей меньшего водоизмещения – эсминцы, фрегаты с ракетным вооружением, но выполняющих достаточно узкие боевые задачи. Специализация начала брать верх и во флоте. Универсальные большие корабли перестали строить, и они исчезли из флотов многих стран.

В американском флоте сегодня числятся 27 крейсеров типа Ticonderoga. Из них 22 остаются в боевом составе. Каждый оснащен установкой вертикального пуска ракет с ячейками-контейнерами. В них размещены 26 крылатых ракет Tomahawk с дальностью действия 1,6 тыс. километра, 16 противолодочных управляемых ракет ASROC и 80 зенитных ракет Standard-2, а также пушки, торпеды и многое другое.

В начале 2000 годов командованию ВМС удалось в очередной раз убедить политиков начать списывать крейсеры, которые даже по своему внешнему виду допотопны – множество надстроек, мачт. Никакого, даже малейшего намека на ставшую модной малозаметность. В 2015 году одиннадцать кораблей отправили в резерв.

Но тут возвысились иные голоса, и в Вашингтоне пришли к выводу, что сила крейсеров еще пригодится. Политики с подачи Пентагон приняли стратегию ускоренного развития военно-морских сил с доведением численности боевых кораблей до 355 единиц к 2030 году. Однако желание стратегов натолкнулось на неспособность американских кораблестроителей выполнить планы в означенные сроки. Крейсерам Ticonderoga продлили срок службы на 15 лет. Первыми восстановили и модернизировали два крейсера Cowpens и Gettysburg, выведенные из боевого состава флота в 2015 году.

Но военно-морская фронда, на что указывает выступление на конференции ВМС США флотского министра Карлоса дель Торро, не сложила свои знамена. Он решил вбросить в затихшую было дискуссию новые аргументы. Особый акцент он сделал на проблемах экономии и безопасности экипажей крейсеров. «Мощь опять стала козырем. Но за эту мощь нам придется расплачиваться жизнями личного состава, боеспособностью флота и растущими техническими издержками. Если автомобиль сдают на замену масла, а оказывается, что он требует ремонта на сумму в тысячу долларов, и это каждый раз, то от такого авто избавляются, не задумываясь», — заявил с трибуны министр ВМС США дель Торро.

В поддержку позиции министра начальник военно-морских операций адмирал Майк Гилдей привел несколько примеров опасности крейсеров для личного состава. Один крейсер был вынужден остановиться во время выхода в море – потребовался ремонт, потому что вода начала поступать ниже ватерлинии в причальную зону корабля. У другого вода стала поступать в главное машинное отделение и опять же ниже ватерлинии. Третий крейсер он даже назвал – Vella Gulf. В прошлом году команда была вынуждена дважды возвращать корабль в порт приписки из-за трещин в топливных баках.

Гилдей особо подчеркнул, что крейсеры наносят большой финансовый ущерб и занимают мощности судоремонтной промышленности. Семь крейсеров находятся на той или иной стадии продления срока службы и модернизации, что не только требует значительных трудозатрат на ремонтных верфях, но и затягивается на годы и обходится на десятки миллионов долларов дороже, чем заложено в бюджете ВМС. «Они съедают нас заживо», — взывал Гилдей.

«Те, кто возражает против желания ВМС отправить на пенсию эти старые и изношенные корабли, — заявил дель Торро, — не испытали на себе проблему их ремонта. Несмотря на доводы законодателей о том, что на этих крейсерах по 122 ячейки для ракет, и они должны оставаться в бою для сдерживания потенциальных противников, таких как Китай, эти корабли безнадежно устарели».

По мнению руководства американских ВМС, существует простое решение – вывести эти корабли из эксплуатации уже сегодня, а средства, которые предназначались для их поддержания в строю, перенаправить на строительство новых, современных плавсредств и в итоге получить сбалансированный флот, готовый к выполнению любых задач в любой точке мира. Желание законодателей сохранить крейсеры ради увеличения количества кораблей, по мнению американских моряков, подрывает эти усилия.

В Вашингтоне, обеспокоенном ростом китайских военно-морских сил, пока никак не отреагировали на новые аргументы руководства ВМС США. Их можно понять – крейсеры с их огневой мощью имеются в наличии, а современные корабли, о которых говорят моряки, еще надо построить. К тому же, даже в ВМС все еще не сформировалось четкое понимание, какие именно корабли нужны, а у корабелов нет соответствующих идей. Флоту даже пришлось начать строить итальянские фрегаты, проекту которых уже не один десяток лет.

"