Posted 6 сентября 2022, 08:04
Published 6 сентября 2022, 08:04
Modified 7 марта, 12:05
Updated 7 марта, 12:05
Александр Сычев
Соглашение было заключено на правительственном уровне, а общее количество машин не оглашается. Вообще, Турция может отправить на Украину довольно много этих бронетранспортеров. Для турецких вооруженных сил компания ВМС, чей завод по производству грузовых автомобилей и автобусов находится в городе Измире, продала около 1300 машин в версии Kirpi-1.
Сейчас бронетранспортеры первой модификации постепенно списывают и заменяют новой машиной Kirpi-2, которую компания ВМС представила в 2018 году и сразу получила от турецких вооруженных сил контракт на поставку 529 единиц.
Kirpi-1 – не очень старая машина. Конструировать ее начали в 2008 году, через год первый прототип показали представителям армии, а в 2014-м началось массовое производство. За семь лет эксплуатации турецкие сухопутные войска интенсивно использовали Kirpi-1 в своих военных операциях в Курдистане и на севере Сирии. Машина, имеющая монококовый V-образный корпус из композитной брони, продемонстрировала высокую устойчивость к минным и баллистическим ударам, значительно снизив потери среди военнослужащих.
Порожний бронетранспортер весит 18 тонн и может принять две тонны грузов. Американский дизельный двигатель Cummins мощностью 375 лошадиных сил адаптирован для работы в сильные морозы.
Поставка турецких бронетранспортеров не случайна. Запад начал готовить украинскую армию к зиме. Великобритания, например, решила отправить Киеву зимнее обмундирование. В турецком бронетранспортере тоже будет тепло – в нем установлен кондиционер с режимом нагрева воздуха.
Шестиступенчатая автоматическая коробка передач позволяет выбирать между полным и частичным приводами. Установлена продольная пневматическая блокировка дифференциала с управлением от водителя. На осях независимой подвески применена комбинация параболических рессор, телескопических амортизаторов и стабилизатора поперечной устойчивости. Рулевое управление – с гидроусилителем. Тормоза – дисковые. Есть ABS.
В машине помещается 13 человек. Экипаж состоит из трех военнослужащих – водителя, командира и стрелка. Десант сидит по бортам лицом к лицу. В бортах – пять огневых отверстий и четыре пуленепробиваемых окна с каждой стороны боевого отделения. В крыше организованы два люка, которые открываются внутрь салона. Один из них ведет в защищенную турель. В задней части машины имеется дверь для высадки десанта.
Машина может быть вооружена пулеметами 7,62 или 12,7 миллиметра. Есть также модификации с дистанционно управляемыми станциями вооружения.
Kirpi оснащен стойками для табельного оружия, системой GPS, камерой заднего вида и автоматической системой пожаротушения.
В общем, машина неплохая, но смогут ли на Украине воспользоваться ее достоинствами в полной мере? Сегодня страны Запада поставляют Киеву значительное количество вооружений, и старого, и нового. Оружие разное и из него можно организовать большой музей, посвященный вооружениям коллективного Запада.
Но разнообразие вовсе не означает знание и умение. Мастерство нарабатывается со временем, продолжительной подготовкой. Даже турецким бронетранспортером, который, по большому счету, как машина похож на другие тяжелые транспортные средства, включая грузовики и автобусы, требуется подготовка. Конечно, опытному водителю достаточно проехать десяток другой километров, и, худо-бедно, он освоится. Но для боя этого опыта может и не хватить, ведь у Kirpi – свои особенности тактического применения, как, впрочем, и у прочего оружия, поставляемого Киеву.