Рус
Eng

Ставка на беспилотники: как ВМС США собираются господствовать в мировом океане

Ставка на беспилотники: как ВМС США собираются господствовать в мировом океане
Ставка на беспилотники: как ВМС США собираются господствовать в мировом океане
2 августа, 11:44АрмияФото: Соцсети
Через 20 лет почти каждый третий американский военный корабль будет кораблем-роботом

Александр Сычев

Об этом говорится в согласованном аналитическом плане, подготовленном службой начальника военно-морских операций США для предстоящих слушаний в Конгрессе. Конгрессмены должны будут оценить, соответствуют ли пожелания командования военно-морских сил по структуре и численному составу флота существующим вызовам в мире и вашингтонской политике «комплексного сдерживания».

Целью флота, который предстоит сформировать к 2045 году, объявляется сохранение глобального морского превосходства и способность США вести военные действия сразу на нескольких фронтах от Йемена до России и в Юго-Восточной Азии.

В связи с этим в своем по большей части засекреченном плане ВМС предлагают увеличить общую численность плавсредств флота до 523 кораблей – 373 с экипажами и 150 беспилотников. Таким образом планируемый рост должен будет составить 223 корабля.

О планах наращивания морской составляющей вооруженных сил США разговоры в Вашингтоне ведутся уже несколько лет. Толчком послужили модернизация Военно-морского флота России, соответствующая программа КНР, которая уверенно переводит свой флот из разряда прибрежного в океанический.

В докладе Пентагона за 2021 год, посвященном военному строительству КНР, приводятся такие данные: в состав ВМС Китая входят «355 кораблей и подводных лодок, включая примерно более 145 крупных надводных боевых кораблей». Это сильно беспокоит Вашингтон, а особенно скорость модернизации. В прошлом году китайские судостроители передали флоту девять крейсеров и эсминцев, а в Соединенных Штатах –лишь один боевой корабль соответствующего водоизмещения.

От авианосцев до фрегатов

Согласно намеченному плану, военно-морские силы США должны будут иметь:

- Двенадцать авианосцев. Это на один больше, чем сегодня. Будет ли построен новый авианосец класса Ford или сверх отмеренного срока послужит пенсионер Nimitz, в докладе не указывается. Также в Пентагоне рассматривают возможность расширить номенклатуру авианосцев за счет более дешевых, неядерные авианосцев меньшего размера. Так получится дешевле. Экономика США переживает сложные времена. Приходится учитывать этот фактор.

- Девяносто шесть «больших надводных боевых кораблей», что на два больше, чем в нынешней конфигурации американского флота. Эти корабли будут действовать в качестве охраны авианосцев и больших десантных кораблей, а также действовать независимо.

В настоящее время в составе флота состоят 22 крейсера класса Ticonderoga, 70 эсминцев класса Arleigh Burke и один эсминец класса Zumwalt. Вот только крейсера очень старые и до 2045 года не доживут.

Новый разрабатываемый эсминец DDG(X), если он будет построен, мог бы взять на себя задачи крейсеров, но начать их строительство планируется только в 2028 году. За 17 лет США потребуется построить 24 таких корабля, что при нынешнем состоянии американского кораблестроения практически несбыточная мечта.

Существует также вариант удовлетвориться эсминцами класса Arleigh Burke, наиболее успешным проектом военного корабля за последние полвека и нарастить их уже налаженное производство.

- Шестьдесят шесть подводных лодок, включая «быстроходные ударные лодки и лодки с большим диаметром корпуса». Это на 12 единиц больше, чем в нынешнем флоте. Сюда входят существующие подводные лодки класса Virginia и несколько разрабатываемых кораблей SSN(X) – ударных атомных подводных лодок нового поколения.

«Лодки с большим диаметром корпуса» - это субмарины, которые должны прийти на замену четырех подводных лодок класса Ohio с баллистическими ракетами, переоборудованных под 154 крылатые ракеты Tomahawk. На новой подлодке американские военные хотят разместить будущие гиперзвуковые ракеты морского базирования.

- Пятьдесят шесть фрегатов класса Constellation с управляемыми ракетами. После провала программы Littoral Combat Ship («Корабли береговой зоны»), в рамках которой было создано более 30 небольших, слабо вооруженных и технически ненадежных фрегатов, ВМС решили обзавестись европейскими FREMM. Их слегка переиначат, оснастят американским оружием, радарами и прочей начинкой. В таком виде фрегаты войдут в состав американского флота под видовым названием Constellation («Созвездие»).

Эти корабли, которые строит на приобретенной американской верфи итальянская компания Fincantieri, должны начать поступать на вооружение в 2026 году. Таким образом, на строительство 56 кораблей отводится 19 лет. Почти три корабля в год – крайне напряженный план.

Дроны передового дозора

И наконец, 150 роботизированных кораблей. ВМС США делают большую ставку на беспилотные военные корабли. Причины – жесткие сроки модернизации флота и необходимость экономить бюджетные средства. Дроны – меньше кораблей с экипажами. На них не нужно создавать объемные системы жизнеобеспечения. Соответственно, они дешевле. Ставка на беспилотники, как надеются в военно-морском командовании, позволит достаточно быстро увеличить общее количество кораблей до плановых. К тому же, колом в горле стоит проблема набора контрактников.

Под беспилотный флот в составе ВМС США уже организовали специальное подразделение, получившее название Unmanned Surface Vessel Division - 1 (Первый дивизион надводных беспилотных кораблей, USVDIV-1). К концу года в дивизионе будет числиться около ста человек. Еще через год планируется увеличить контингент до 175 моряков и офицеров.

Пока в хозяйстве дивизиона всего четыре небольших корабля Seahawk («Морской ястреб»), Sea Hunter («Морской охотник»), Nomad («Кочевник») и Ranger («Следопыт»). Кстати, они впервые приняли участие в многонациональных военно-морских учениях «Тихоокеанский рубеж» (RIMPAC), проходящих под эгидой США.

Корабль Seahawk создала компания Leidos. Недавно она поставила ВМС США второй корабль из ранее заказанных. Водоизмещение тримарана составляет 145 тонн. Корпус выполнен из композитных материалов. Утверждается, что дрон может находиться в море в течение нескольких месяцев без обслуживания.

Sea Hunter, брат-близнец «Морского коршуна», спущен на воду в 2016 году. Построен компанией Vigor Industrial. Этот 40-метровый тримаран приводится в движение двумя дизельными двигателями и развивает скорость 27 узлов (50 км/ч). Вес судна составляет 135 тонн. За 70 дней без дозаправки корабль может преодолеть 19 тыс. километров со скоростью 12 узлов (22 км/ч). Беспилотник может выдержать волнение до семи баллов.

Судно предназначается для патрулирования без контроля человека. Наблюдение ведут электронные оптические средства и радар. Данные передаются оператору. При обнаружении противника, программа беспилотника пеленгует цель и отдает приказ об атаке другим кораблям. При потере связи с оператором искусственный интеллект позволит кораблю действовать самостоятельно и даже взаимодействовать с другими «Охотниками».

Стоимость Sea Hunter – 20 млн долларов. Строительство эсминца Arleigh Burke, который обладает необходимым арсеналом для борьбы с субмаринами, обходится в два миллиарда долларов. Выгода очевидна.

Nomad и Ranger – модернизированные коммерческие быстроходные суда. В основном их используют для отработки беспилотных технологий, но также в качестве кораблей обеспечения.

Военно-морские силы США намерены использовать беспилотники в качестве «передового дозора», который расширит гидро- и радиолокационное покрытие боевых групп флота. Смогут они также автономно преследовать подводные лодки противника и уничтожать их, либо наводить на них основные силы флота. Некоторые типы создаются в качестве оперативных кораблей обеспечения.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter