Мария Соколова
Продажи в автосалонах «Лады» в прошедшем марте встали колом: зафиксировано падение на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Недавно «НИ» проанализировали рынок и выяснили, что наиболее современные модели — «Веста» и «Ларгус» — уже не имеют ценового преимущества перед китайскими конкурентами. При этом у отечественных машин есть вопросы к комплектациям (Lada Vesta до сих пор не обзавелась даже простым однозонным климат-контролем) и выбору силовых агрегатов (самый мощный двигатель развивает скромные 122 л. с.).
У покупателей «Нивы» выбора нет: за миллион рублей с небольшим можно взять только уже порядком уставший подержанный внедорожник, требующий дорогостоящего ремонта. У покупателей «Гранты» разнообразия побольше: за эти деньги можно найти, например, десятилетний Hyundai Solaris или Volkswagen Polo в приличном состоянии. Главное — внимательно выбирать и остерегаться машин, которые работали в такси.
А вот потенциальные покупатели Lada Vesta и Lada Largus могут обратить внимание на новенькие иномарки из Китая. Серьезная конкуренция! Чем же ответит глава АвтоВАЗа Максим Соколов?
Во-первых, по мнению Максима Соколова, в «драматическом падении» виноват ЦБ, установивший высокую ключевую ставку и ужесточивший требования к заемщикам. Хотя по программе Lada Finance дилеры предлагают кредиты по ставкам ниже ключевой, прошлогодние модели можно и вовсе взять в рассрочку (кредит под 0,01% на 12 или 24 месяца), машину можно купить по льготной госпрограмме со скидкой до 20%, все это не помогло сохранить продажи.
Во-вторых, Максим Соколов признает, что «Лада» не выдерживает ценовой конкуренции с китайскими брендами.
— Почти полумиллионные стоки автомобилей иностранных брендов, завезенных в 2024 году (скопились в России. — Прим. ред.), что приводит к беспрецедентному необоснованному демпингу.
Вот это неожиданный поворот: ожидалось, что повышение утильсбора приведет к росту цен на китайские автомобили (в начале апреля Максим Соколов сам предлагал бороться с китайской экспансией повышением утильсбора) и защите АвтоВАЗа, а получилось, что китайцы завезли в РФ до повышения утильсбора сотни тысяч машин и теперь продают их со скидками в 100–300 тыс. рублей без учета дополнительных спецпредложений за кредит и trade-in.
Неужели для всех китайских компаний переполненные склады дилеров, которые они сами же и загружали, стали таким неожиданном сюрпризом, что приходится «необоснованно демпинговать»? Больше похоже на тщательно спланированную акцию по сохранению своей доли на российском рынке.
Вместе с этим Максим Соколов, судя по всему, совершенно не обеспокоен дороговизной «Лады», хотя производственный процесс далек от совершенства в плане эффективности.
Крупные мировые производители давно усвоили золотое правило: унификация моделей позволяет сократить издержки и повысить прибыль. Поэтому на одной и той же платформе выпускают множество различных моделей. Например, Volkswagen на платформе MQB выпускает и компактный проворный Golf, и среднеразмерный универсал Passat, и кроссовер Tiguan, и огромный семейный внедорожник Terramont. Аналогичным путем идут и китайцы.
Но современный АвтоВАЗ не приемлет мирового опыта. С 12 апреля, когда начнется серийное производство «Лады Искра», на конвейере будут находиться машины на пяти различных платформах! Первая — это основа внедорожников Niva Legend и Niva Trevel, вторая — уходящая корнями в начало 80-х годов платформа для Lada Granta, третья — российско-французский гибрид Lada Vesta, четвертая — платформа Renault Logan первого поколения для Lada Largus, а в основе Lada Iskra лежит Renault Logan третьего поколения.
Обычно с появлением новых моделей старые уходят на покой. Но АвтоВАЗ сам себе создает конкуренцию. Инвестиции в производство «Искры» составили 23 млрд рублей, но сможет ли она привлечь новых покупателей?
С учетом скромного оснащения, маломощных двигателей на 90–106 л. с. и цены от 1,2 млн рублей основными конкурентами для Lada Iskra станут «Гранта» и «Веста». Китайцы и оснащены богаче, и стоят дороже.
Вложений у АвтоВАЗа в производство становится больше, а выпуск каждой модели в отдельности может только сократиться. Последние действия руководства автозавода противоречат снижению себестоимости производства. Но виноваты китайцы.
Последняя надежда АвтоВАЗа — это принятие законопроекта, который обяжет таксистов использовать только отечественные машины. Покупателем достаются лишь кнуты, но где же пряники?