Top.Mail.Ru

Posted 2 апреля, 21:17

Published 2 апреля, 21:17

Modified 3 апреля, 06:41

Updated 3 апреля, 06:41

Считается, что самолет Ту-22М — один из самых засекреченных авиационных проектов СССР времен холодной войны

Авиакатастрофа в Иркутской области. Что известно об упавшем бомбардировщике

2 апреля 2025, 21:17
Фото: ОАК «Туполев». Считается, что самолет Ту-22М — один из самых засекреченных авиационных проектов СССР времен холодной войны
В среду, 2 апреля, произошло крушение самолета Ту-22М3. Дальний бомбардировщик рухнул в Иркутской области. Только в прошлом году случилось по меньшей мере три инцидента с самолетом этой модели.

Юлия Литвиненко

В среду, 2 апреля, произошло крушение самолета Ту-22М3. Бомбардировщик рухнул недалеко от населенного пункта Буреть Усольского района Иркутской области.

Как уточнил губернатор региона Игорь Кобзев, разрушений жилых строений и жертв среди гражданского населения нет. Экипаж самолета, состоявший из четырех человек, катапультировался. Однако, согласно докладу командира экипажа, в результате приземления один летчик погиб.

Выжившие пилоты находятся под наблюдением врачей.

По словам Кобзева, падающий самолет задел линию электропередачи, обесточив несколько сотен домов и три социально значимых объекта. Предполагается, что энергоснабжение будет полностью восстановлено к утру 3 апреля.

О бомбардировщике

Ту-22М3 — это дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик (кодификация НАТО: Backfire), предназначенный для поражения морских и наземных целей базирования управляемыми ракетами и авиационными бомбами. Также способен нести ядерное оружие.

  • Согласно открытым данным, первый опытный Ту-22М3 совершил первый полет 20 июня 1977 года. Спустя год самолет был запущен в серийное производство, а на вооружение принят в марте 1989-го. Всего было построено около 500 Ту-22М различных модификаций.

Модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М был создан в 2018 году. Тогда его оснастили новым комплексом современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования на отечественной элементной базе. Также была изменена система несения боевой нагрузки, позволяющая одновременное несение и ракет, и бомб. Модернизация до уровня Ту-22М3М позволила значительно увеличить дальность боевого применения бомбардировщика.

Выпуск Ту-22М3 продолжался до 1993 года. Сейчас Россия не производит таких самолетов.

По данным Минобороны, бомбардировщик летает на расстояние до 5,5 тыс. километров и может развивать скорость до 2,3 тыс. километров в час.

  • Считается, что Ту-22М — один из самых засекреченных авиационных проектов СССР времен холодной войны и на момент своего создания это был самый сложный и самый дорогостоящий самолет в Советском Союзе.

Способен уничтожать цели и ракетами, и бомбами

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий для ликвидации подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей ракетами и бомбами днем и ночью в любых метеорологических условиях.

Бомбардировщик способен:

  • Наносить ракетные удары крылатыми ракетами типа Х-22 (гиперзвуковая ракета большой дальности).
  • Выполнять прицельное бомбометание свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами с высот от 200 м до практического потолка.

Также возможны смешанные варианты применения вооружения и одновременная подвеска бомб и ракет. Кроме того, на самолете установлено кодо-блокировочное устройство, препятствующее несанкционированному применению ядерного заряда.

Как заявлял ранее заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, работавший инженером в центре РСК «МиГ», Владимир Кондауров, сегодня у РФ только один дальний бомбардировщик, и это Ту-22М3. Остальные или предназначены для более глубоких тылов, или прифронтовые, говорил эксперт.

Применение Ту-22М3

  • Ту-22М3 ранее использовались для массированных бомбардировок Панджшерского ущелья в рамках операции по прикрытию вывода 40-й армии из Афганистана.
  • Позднее самолет применяли в ходе контртеррористической операции на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа (1999–2009 годы), а в 2008-м бомбардировщики были задействованы в ходе спецоперации на территории Грузии, Абхазии и Южной Осетии.
  • Эти самолеты использовали и в Сирии — для уничтожения живой силы, техники, складов «Исламского государства»*.
  • Ту-22М3 сегодня применяют в решении задач в рамках СВО.

Причины авиапроисшествия

По словам иркутского губернатора, причина крушения — техническая неисправность. Иные детали он не привел.

Отметим, что возраст большинства машин, находящихся в эксплуатации, превышает 30–40 лет. Некоторые нередко связывают это с повышенным риском аварий. Эксперт Владимир Конадуров также говорит, что им требуется модернизация, но пока «летать и воевать» они еще могут.

По его словам, имеющиеся сегодня Ту-22М3 необходимо модернизировать под современные требования боевых действий.

«Прошло 40 с лишним лет. Современная авионика — это, я бы сказал, не самое важное. Важнее спутниковая навигация, чтобы он мог легко, точно и в любых условиях применять вооружение», — говорил он.

При этом, указал эксперт, двигатели самолета еще не выработали свой ресурс.

«Когда делают боевые самолеты, тем более если у них не один двигатель, а два, то двигатели делают с запасом. Потому что гарантия по времени эксплуатации на сам аэроплан и на все его оборудование гораздо больше, чем на двигатель. Конструкторы это знают и в производство закладывают больше двигателей, чтобы они хранились на складе и их всегда можно было заменить», — пояснял он, добавив, что, даже если самолет не прошел модернизацию, он все равно может летать и воевать, хотя и менее эффективно.

Прошлые авиаинциденты

В апреле 2024 года в Ставропольском крае упал бомбардировщик Ту-22М3. На борту находились четыре члена экипажа, один из них погиб. Предварительная причина крушения самолета, согласно версии Минобороны РФ, техническая неисправность.

Еще один Ту-22М3 в июле того же года разбился в Новгородской области. Тогда четыре члена экипажа погибли. По предварительным данным Федерального управления авиационно-космического поиска и спасения, причиной катастрофы, вероятнее всего, стала ошибка в пилотировании.

Спустя два месяца стало известно о новой авиакатастрофе с участием того же бомбардировщика. Тогда экипаж тоже катапультировался. Сначала сообщалось, что все его члены выжили, но потом выяснилось, что один из летчиков погиб. Минобороны также называло причиной ЧП техническую неисправность.

* — ИГ, группировка признана террористической и запрещена на территории России.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь
Популярное
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies