Posted 1 апреля, 11:09
Published 1 апреля, 11:09
Modified 1 апреля, 11:11
Updated 1 апреля, 11:11
Александр Куманев
На блогера Акима Апачева, нанесшего граффити на здание в Судже, составлен административный протокол о мелком хулиганстве (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ), дело передали в суд. Статья предусматривает штраф до 100 тыс. рублей.
«В связи с тем, что он не является жителем Курской области, то для выяснения обстоятельств был приглашен в ближайший территориальный отдел полиции, где у него получены объяснения», — сообщили в пресс-службе УМВД России по Курской области.
26 марта врио губернатора Курской области Александр Хинштейн заявил, что сотрудники полиции пытаются привлечь блогера к ответственности по трем составам КоАП, а также по статье закона региона. Кроме того, организована доследственная проверка уже по уголовной статье 214 УК РФ («Вандализм»).
Хинштейн отметил, что рэпер вернулся в Донецк, но на связь с сотрудниками УМВД по ДНР не выходил. Врио главы региона сообщил, что курские полицейские поговорили с Апачевым по телефону.
«Тем не менее бесконечно бегать не получится. Дать объяснение полицейским ему придется в любом случае — закон одинаков для всех», — подчеркнул Хинштейн.
29 марта сам Апачев рассказал, что прошел опрос в МВД, и заверил, что готов нести ответственность за свои действия. Он вновь извинился за граффити, которые стали поводом для скандала.
«Сожалею, что выбрал неверную лексическую форму выражения своей поддержки. И еще раз извиняюсь перед теми местными жителями, чьи чувства я задел», — прокомментировал он.
В своем сообщении блогер предложил Хинштейну завершить конфликт. В частности, он выразил готовность помочь с восстановлением памятников в освобожденных от ВСУ населенных пунктах Курской области.
«Хочу предложить Александру Хинштейну свою посильную помощь в этом вопросе. Понимаю, что накал страстей между нами был высок, но мы все делаем одно дело и работаем на благо России», — заявил Апачев.
Как граффити в Судже стали причиной скандала, вышедшего на федеральный уровень? К слову, саму надпись спешно закрасили. Делать это пришлось солдатам под постоянной угрозой атаки украинских беспилотников.
Рэпер, блогер и по совместительству любитель стрит-арта Аким Апачев посетил освобожденную Суджу в Курской области. Он сделал несколько граффити, что не оценили ни власти, ни жители города и Курской области. Извинения не помогли. Возможно, не хватало водолазки.
Прихватив с собой несколько баллонов краски, рэпер Аким Апачев отправился в Суджу. Его сопровождал внештатный корреспондент WarGonzo (проект военкора Семена Пегова) Андрей Михеев. Едва ли автор граффити мог предвидеть дальнейшее развитие событий.
На стрит-арт обратил внимание врио губернатора Курской области Александр Хинштейн, военкоры и военные блогеры, политики и публичные лица, местные и федеральные СМИ, жители региона. В публичном пространстве рэпер наткнулся на острую негативную реакцию, хотя в прошлом делал все то же самое.
«Блогер Аким Апачев, который решил обойти запрет оперштаба на въезд в приграничье, будет оштрафован. То, что блогер побывал в Судже и демонстративно занимался порчей имущества, подтверждает видео, которое он выложил у себя на канале», — заявил Хинштейн.
Он уточнил, что рэпер проигнорировал запрет на въезд, использовал ненормативную лексику в граффити, которые врио главы региона отнес к порче имущества и вандализму. Хинштейн обратился в компетентные органы для дальнейших разбирательств. По его мнению, это «недопустимый пиар на крови» и «провокация».
Справедливости ради стоит отметить, что у Апачева нашлись и сторонники, некоторые из которых хоть и не поддерживают его, но не видят в действиях рэпера ничего необычного — к моменту возвращения мирных жителей в Суджу этих надписей уже не будет, в том числе из-за продолжающихся обстрелов и предстоящей реконструкции. Сопровождавший блогера корреспондент WarGonzo подчеркивает, что надпись с матом была единственной и сделана она на нежилом здании.
Автор граффити утверждает, что хотел подбодрить бойцов, освобождающих Курскую область. Возможно, ситуацию можно было бы быстро урегулировать, если бы рэпер не начал отвечать недовольным. Он предлагал им отправиться в Суджу и закрасить надписи, встретиться и решить вопросы или просто отвечал в грубой форме с нецензурной лексикой.
Скандал набрал обороты, а ближе к ночи рэпер извинился за разрисованные стены.
Этого оказалось недостаточно, о чем уже утром заявил Хинштейн.
«Извинять или не извинять блогера, изрисовавшего нецензурными граффити стены Суджи, решать не чиновникам: это должно быть решением жителей, в первую очередь тех, для кого Суджа — родной дом. В любом случае состава административного правонарушения это не отменяет», — прокомментировал он утром 24 марта.
Хинштейн также задал вопрос подписчикам, поинтересовавшись, принимают ли они извинения Апачева. В опросе поучаствовали более 100 тыс. пользователей, 87% из них не поверили словам рэпера. До этого схожий опрос открыл тг-канал «Суджа родная», который еще недавно предложили проверить прокуратуре. Проголосовали более 8 тыс. пользователей, 84% из них тоже не поверили в раскаяние блогера.
Апачев продолжает отстаивать свою позицию и не видит в произошедшем ничего предосудительного. Он также заявил о готовности выплатить положенные штрафы.
«Жаль, что никто так и не услышал главный месседж, который я пытался оставить. Я всего лишь хотел выразить соучастие всем местным жителям. Мы в Донецке знаем не понаслышке, что такое война. Если кто-то из местных оскорбился, то зря. Очень зря», — еще раз объяснил он.
При этом рэпер активно репостит сообщения единомышленников. Он считает, что на него идет скоординированная атака.
«Больше „патриотов“ недовольны случившемся только либералы. Помимо наших, еще и белорусские подключились. Выглядит все как совместная спланированная акция», — отметил автор граффити.
Блогер допускает выпады и в сторону Хинштейна, подчеркивая, что граффити на стене не самая важная проблема региона.
«Согласен с вами, Александр Евсеевич. Пожалуй, мои граффити — это самая большая проблема в Курской области. Нет проблемы беженцев. Нет проблемы разминирования прифронтовых н. п. Нет гуманитарных проблем. Граффити… на руинах одного из разрушенных зданий в Судже — вот это проблема областного значения», — прокомментировал Апачев слова Хинштейна на утреннем заседании.
Активно освещает тему Ксения Собчак, что заметил и сам рэпер. Он пообещал во время следующей поездки нарисовать для нее носок, напоминая о скандале с «голой» вечеринкой, в который угодила уже сама журналистка. После этого она записывала видео с извинениями в водолазке, которая стала символом всех присутствующих на мероприятии. К слову, некоторые звезды, засветившиеся на «голой» вечеринке, «очищали» репутацию, посещая Донбасс.
К слову, Собчак ранее брала интервью у Апачева. В ходе беседы рэп-исполнитель затронул тему «голой» вечеринки, раскритиковав в том числе собеседницу.
Апачев нередко посещает зону боевых действий и совершает подобные акции, в том числе с использованием нецензурных слов. Доказательства этому несложно найти у него в соцсетях. Никаких проблем с этим в прошлом у него не было. Надписи Апачева присутствуют во многих населенных пунктах, освобожденных российскими военными за время СВО.
«Кстати, я еще в Каховке, Авдеевке, Курахово и Мариуполе много… нарисовал укропам. Но резонанс только сейчас. Новороссия недостаточно русская получается и там можно, а вот в Курской области нельзя?» — поинтересовался он.
Стоит отметить, что своей надписью с матом в Судже он закрашивал граффити украинских военных. Рэпер также предлагал владельцу дома связаться с ним и пообещал вернуться и закрасить свое послание в этом случае.
По его мнению, шумиха связана с желанием отвлечь общество от происходящего в Курской области. Скандал с надписью рэпера оказался более резонансным, чем любое другое событие в регионе, в том числе горящая ГИС «Суджа».
Итогом информационной волны рэпер предсказывает героическую победу над ним, хотя он уже неоднократно заявил о готовности оплатить штрафы.
«Это пиар-ход некоторых людей, которые пытаются скрыть реальные проблемы под несуществующими. Я нарисовал граффити на стенах разрушенных зданий. Люди сами подняли информационную волну, чтобы потом героически победить Апачева», — прокомментировал он скандал в беседе с «Абзацем».
Скандал вокруг поездки Апачева в Суджу активно обсуждается в соцсетях и СМИ.
«Скандал с Апачевым показывает прежде всего, как у нас представители властей различного уровня относятся к неавторизованной ими активности во внутренней политике», — считает политолог Максим Жаров.
По его мнению, Апачев рисовал граффити не для жителей Суджи, а в ответ на аналогичные надписи, оставленные противником. Эксперт предположил, что рэпер посчитал необходимым срочно дать «наш ответ» на эти послания, но «курирующие внутреннюю политику в регионе и выше этого» не согласны с такой инициативой, а неавторизованным «пассионариям» такие выходки недопустимы, поэтому скандал разросся.
«Совсем не фанат Апачева (даже толком не знаю, кто это), но технологически картина именно такая. И это, мягко говоря, совсем не здорово с точки зрения внутренней стабильности в стране», — подытожил он.
Военный волонтер Роман Алехин добавил, что Апачев сделал неудачный ход, получив негатив в свой адрес. Он отметил, что такие надписи появлялись и раньше и воспринимались позитивно.
«По Судже одним из главных триггеров была разрисованная… „Пятерочка“. И в данном случае технология должна быть в обратном — в чистке Суджи от всех надписей, потому что надписи и стали одним из признаком хохлизма», — объясняет он реакцию суджан.
Он также призвал военных аналитиков и блогеров не ссориться из-за ситуации, поскольку Апачев не является врагом.
«Мне страшно смотреть в будущее при таком состоянии не просто общества, но и тех, кто, по сути, должны быть в одном строю. Не Апачев проигрывает в этом споре, а мы все», — подчеркнул Алехин.
Рассмотрел ситуацию медиатехнолог Рамиль Харисов. Он отметил, что акция рэпера дважды завирусилась в соцсетях. В первый раз — после выхода видеозаписи из Суджи, которую подхватили и поддержали практически все крупные Z-паблики. Во второй раз — из-за недовольства жителей Суджи и Курской области, которых поддержали Владимир Соловьев и его команда, что усилил ответ Хинштейна на извинения.
Медиатехнолог указал, что боевые действия продолжаются, несмотря на заявления и переговорный процесс, происходят новые атаки, в том числе удары с помощью БПЛА. В то же время есть и другие сигналы.
«Явное обсуждение мира заставляет задуматься: что же будет после СВО? И здесь уже странно выглядят резкие перформансы, не так будут понятны и актуальны радикальные мысли или жесткие песни/слова. И даже если в начале на какие-то нарушения законодательства в рамках перформансов или иных акций можно было закрыть глаза, то в будущем такого не будет», — предположил Харисов.
Сам Апачев позднее согласился с этим мнением. Он считает, что его ситуация станет примером для других.
«Если кто-то не понял, то мы входим в новую эпоху — после СВО. Пусть мой случай будет примером для многих. Мы смотрели в Открытый Русский Космос, а в это время открылась Русская Бездна. Готовьтесь к смене ветра. Надевайте скафандры. Прыгаем в кроличью нору», — прокомментировал он.
Член комиссии Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков считает, что Апачев собрал «комбо» негативных поводов, а главной проблемой стало то, что он не уловил некоторых очевидных вещей.
Надписи, адресованные противнику и его унижающие, пишут на вражеском здании, а не на своем. Можно написать всякое нецензурное на взятом рейхстаге, но абсурдно писать те же слова на стене Кремля в освобожденном Смоленске. Потому что свое.
Написать нехорошие слова на вражеском здании может воевавший, с боем пробившийся солдат. И его все поймут и простят. А когда что-то пишет упитанный гражданский проездом на фронте, это вызывает негатив. А уж если он пишет еще и на нашем (а не вражеском) здании…
Ну и, наконец, когда тебя начинают местные осуждать за упоротый бред, ты помолчи, а не крой матом, это их родной город все-таки, только-только освобожденный.
Политолог Сергей Старовойтов считает, что скандал показал нечто новое и неожиданное.
«Аким Апачев неожиданно доказал, что в „не ту дверь“ можно войти и с другой стороны», — прокомментировал эксперт.
Аким Апачев (Гасанов) родился в Мариуполе. Свою карьеру он начал со съемок клипов для местных артистов. После начала боевых действий на территории Донбасса в 2014 году записался в добровольцы, участвовал в создании телеканала «Новороссия ТВ», где стал главным режиссером и выбрал себе псевдоним. В тот же год он был военкором агентства ANNA-News. Освещал события в зонах боевых действий, активно работал «в поле», в том числе и в Сирии.
Постепенно начал записывать песни, посвященные вооруженным конфликтам. В 2021 году представил дебютный альбом «Говорит Донбасс», а также записал песни «Урожай» и «Армата» вместе с Юлией Чичериной. В связи с успехами в музыкальном творчестве перестал работать военкором. В 2023-м запустил радио «Арбалет FM», вещающее в Донецке. Название станции связано с одним из хитов исполнителя — «Лето и Арбалеты». Трек посвящен участию ВС РФ и ЧВК «Вагнер» в конфликте на территории Сирии.
С 2022 года неоднократно выезжал в зоны боевых действий, в том числе вместе с другими артистами. Его нередко связывают с философом Александром Дугиным. В своих сообщениях Апачев регулярно упоминает высказывания философа и его погибшей дочери Дарьи.
Осенью 2024 года рэпер засветился в другом скандале. Как сообщает «Mash на Донбассе», Апачев сорвал чужой концерт в баре Донецка, где он находился в нетрезвом состоянии. Он мешал клавишнику, пытался править ритм, а затем и вовсе забрался на сцену и требовал микрофон. Музыканты были вынуждены завершить выступление.