Posted 28 марта, 14:27
Published 28 марта, 14:27
Modified 28 марта, 14:29
Updated 28 марта, 14:29
Анна Скудаева
С наступлением весны на улицах российских городов появилось множество электросамокатов, водители которых все чаще попадают в сводки ДТП.
Во время рейдов сотрудники МВД начали массово привлекать к административной ответственности электросамокатчиков-нарушителей, в том числе пойманных в нетрезвом виде за рулем. Если такие гонщики откажутся от прохождения медосвидетельствования, то их наказывают по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Наказание, как и за пьяную езду на авто, в таких случаях предусмотрено суровое: штраф в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на полтора года.
Несколько месяцев назад пьяным за рулем электросамоката попался житель Нижегородской области С. Полицейские, следуя требованиям КоАП, составили на нарушителя протокол и направили материалы в суд, который наказал водителя по всей строгости закона.
Самокатчик с постановлением мирового судьи не согласился. Он обжаловал его в вышестоящих инстанциях, дойдя до Верховного суда.
«Водитель считает, что в данном случае его не могли привлекать к ответственности, поскольку он управлял не автомобилем, а электросамокатом», — цитирует материалы дела Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ).
По мнению наказанного водителя, прежде чем лишать его прав, в суде необходимо было назначить специальную экспертизу, которая бы подтвердила, что электросамокат относится к транспортным средствам, за управление которыми в нетрезвом виде предусмотрена ответственность.
Требования самокатчика были связаны с тем, что с марта 2023 года в России вступили в силу поправки в правила дорожного движения (ПДД), которые внесли разъяснения в порядок пользования электросамокатами и другой электротехникой. Они определили, какие самокаты относятся к транспортным средствам, со всеми вытекающими отсюда правами и ограничениями, а какие следует считать СИМ — средствами индивидуальной мобильности, для управления которыми водительские права не нужны.
«Благодаря внесенным поправкам в пункте 1.2 ПДД появилось определение средств индивидуальной мобильности. Это транспорт с электромотором, одним или несколькими колесами либо роликами, предназначенный для индивидуального перемещения», — пояснил «НИ» руководитель межрегиональной организации по защите прав потребителей «Юрсервис» Дмитрий Волнухин.
По его словам, к категории СИМ законодатели отнесли электрические самокаты, электрические скейтборды, сигвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и иную технику подобного рода, за исключением колясок для инвалидов. Важным моментом включения в категорию СИМ стали технические параметры электросамокатов: масса до 35 килограммов и мощность двигателя до 0,25 киловатта.
«Если самокат мощнее и тяжелее, то он уже не является СИМ. На нем нельзя передвигаться по тротуарам, а для управления такой техникой требуются водительские права категории „М“. Если водитель сел за руль мощного электросамоката в нетрезвом виде, то ответственность наступает такая же, как и за пьяную езду на авто», — пояснил юрист.
Как следует из материалов дела, рассмотренного Верховным судом, нижегородец управлял электросамокатом с мощностью двигателя 500 Вт. Это значит, что такой самокат уже не может считаться СИМ: он относится к категории механических транспортных средств. И, чтобы им управлять, нужны водительские права.
Данные о мощности самоката были указаны изготовителем прямо на корпусе и продублированы в руководстве по эксплуатации, которое было приобщено к материалам дела.
Водитель при общении с полицией не отрицал, что самокат мощнее 250 Вт. В связи с этим в суде решили, что дополнительно исследовать вопрос о мощности самоката излишне.
«Оснований для назначения по делу судебной технической экспертизы обоснованно не установлено», — пояснили в Верховном суде.
Ранее ВС уже вынес целую серию постановлений по делам самокатчиков из Челябинска, Екатеринбурга и ряда других городов.
Как ранее сообщали «НИ», с 1 января 2025 года нарушать ПДД в РФ стало дороже.
В отличие от велосипедистов, которым за кручение педалей в пьяном виде грозит штраф до 1500 рублей, самокатчиков карать будут значительно строже.
Если раньше за пьяную езду на мощных электросамокатах, автомобилях, мотоциклах и других транспортных средствах штраф составлял 30 тысяч рублей, то теперь он вырос до 45 тысяч. Кроме того, нарушители лишаются прав на 1,5-2 года.
Аналогичное наказание грозит тем собственникам, которые сознательно передали управление транспортным средством пьяному человеку.
При повторном нарушении ПДД наказания за нетрезвое вождение ужесточаются. Штраф может достичь 500 тысяч рублей; вводится уже не административное, а уголовное наказание с суровой санкцией — вплоть до тюремного срока.
Более того, у нарушителя могут по суду конфисковать и орудие совершения преступления — автомобиль, мотоцикл или дорогой электросамокат. Имущество приставы могут выставить на торги, а вырученные от продажи средства — обратить в доход государства.
Если же пьяный водитель на авто, электросамокате или другом транспортном средстве собьет пешехода, то по решению суда виновника могут отправить в колонию на срок до 15 лет.