Posted 24 марта, 10:38
Published 24 марта, 10:38
Modified 24 марта, 11:18
Updated 24 марта, 11:18
Екатерина Максимова
Биржевые цены на топливо в марте колеблются. Самый ходовой бензин — АИ-92 — только за неделю с 17 по 21 марта прибавил 2,65%. АИ-95 подорожал на 2,32%. Но абсолютный рекордсмен — летний дизель, оптовая цена на который поднялась почти на 7%, до 62,5 тыс. рублей за тонну.
Растущий тренд на бирже в рознице «уже завтра» не проявится, но это вопрос времени. Эксперт топливного рынка Анастасия Бунина прогнозирует подорожание топлива на АЗС.
«До этого цены в оптовых закупках на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) держались довольно долго, если не учитывать незначительных колебаний. В марте ситуация изменилась. Пара недель — и ждем подорожания в рознице. Причем абсолютно на все виды нефтепродуктов», — говорит она.
И добавляет: цены меняются под давлением сезонного фактора.
«С весны традиционно повышается спрос. Это и сезон отпусков, и строительные, и дорожные работы, и посевная», — объясняет эксперт.
Сезонный фактор и закрытие НПЗ на плановые ремонты из года в год влияют на «весенние» цены в рознице, к чему правительство заранее подготовилось. С 1 марта вступил в силу очередной запрет на экспорт бензина. Вице-премьер Александр Новак так и объяснял: это нужно для нивелирования ажиотажного спроса.
Все логично, если бы не два «но».
Запрет на экспорт бензина вводится, чтобы не сокращать производство нефтепродуктов и сдерживать биржевые котировки. Увеличение же стоимости оптовых закупок произошло после введенного с 1 марта запрета.
Второй момент: цена непосредственно на АЗС. И за первые месяцы 2025 года розница в многолетний тренд сезонного удорожания уже не вписывается.
Росстат подтвердил, что к 17 марта 2025 года накопленный прирост цен на бензин в рознице составил небывалые 1,5%.
Непосредственно бензин АИ-92 подорожал на 1,6%, АИ-95 с конца декабря 2024-го прибавил 1,4%. Дизель на автозаправках с начала года стал дороже уже на 1,1%.
Да, это ниже накопленной за первые месяцы года инфляции (2,3%), но такими темпами бензин на автозаправках еще не повышался. Аналогичный период 2024 года показывал рост в пределах 0,6%.
Эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК», доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов считает, что одна из причин — атаки Украины на энергетическую инфраструктуру РФ.
«Мы видели постоянные атаки беспилотников на отечественные НПЗ. Это, конечно, добавляет рынку напряжения. К тому же в условиях внешних санкций у нас переработка нельзя сказать, что растет. Она достаточно стабильна, но все-таки не растет.
И, конечно, мы видим продолжающийся рост спроса внутри России на нефтепродукты. Экономика у нас все-таки растет достаточным темпом, и это все тоже определяет дополнительный спрос. То есть на фоне роста спроса предложение не увеличивается, и, помимо этого, оно находится постоянно под угрозой прерывания в связи с атаками и на сами заводы, и на нефтехранилища, и на прочую инфраструктуру», — говорит Валерий Андрианов.
Об эффекте атак дронов «Новым Известиям» на условиях анонимности рассказал и информированный источник. 12 марта, когда на Московский регион полетели БПЛА, выяснилось, что некоторые крупные нефтебазы в Центральной России, имеющие свои автозаправки, опасаются делать запасы.
«Запасы вообще не делают. И это уже игра на тоненького. Где хватит топлива для АЗС, где — нет. Возможно, это тоже сказалось на росте оптовых цен. Именно через несколько дней после атаки на Москву биржа ответила повышением», — говорит собеседник нашего издания.
«НИ» сообщали, что по итогам 2024 года цены на топливо впервые опередили инфляцию. При официальной инфляции в 9,5% «горючка» в рознице подорожала на 11,1%.
При этом представители розничного топливного рынка в минувшем году все равно подавали кабмину «сигналы» бедствия. Участники рынка указывали на дисбаланс между оптовыми и розничными ценами. Первые выросли более чем на 20%, тогда как розница прибавила почти в три раза меньше. То есть АЗС, особенно независимые, при росте акцизов работали в условиях низкой доходности.
Главный редактор «ИнфоТЭК» Александр Фролов, напоминает, что часть конечных поставщиков топлива летом и в начале осени прошлого года уходили в минус, потом они поднимали цены на АЗС.
«Потом цены вновь снижались. И это благоприятно сказывалось на общем показателе, который наблюдался во второй половине 2024 года. А сейчас они вновь возвращаются к тем позициям, которые у них были до того. И, по сути, они отыгрывают, возвращают часть потерянных средств. Поэтому мы наблюдаем такой рост в рознице сейчас. Кроме того, я бы это связал с попыткой размазать рост в большей степени по году для владельцев заправок, чтобы летом резко не выходить на рост», — говорит Фролов.
Эксперты ТЭК пока не меняют своих прогнозов и полагают, что по итогам 2025 года стоимость бензина в рознице плюс-минус впишется в официальный уровень инфляции.
Власти, напомним, требуют от продавцов на АЗС не повышать цены выше этого уровня. Для этого Минфин возмещает нефтяникам разницу и выплачивает демпфер, чтобы они не бросились продавать всю произведенную продукцию за пределами страны. И до 2024-го так называемый протокол Козака работал без осечек.
Независимый эксперт ТЭК Кирилл Родионов считает, что текущее подорожание бензина на 1,5% выглядело бы не столь прилично, будь ЦБ ближе к многолетней цели по инфляции в 4%. Однако экспансия бюджетных расходов еще долго не позволит обеспечить эту цель.
По итогам первых двух месяцев 2025 года дефицит госбюджета достиг 2,7 трлн рублей вместо плановых 1,2 трлн. И именно бюджетная экспансия, по мнению Родионова, несет риски для топливного рынка.
Кассовый разрыв госказны за первые месяцы года не показателен, справедливо возразят экономисты. Но Родионов указывает на риск, что из-за снижения ликвидных средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ) Минфин может попытаться сократить субсидии НПЗ.
«Сюда относится не только демпфер, но также обратный акциз и инвестиционная надбавка, которые привязаны к уровню модернизации НПЗ.
По итогам первых двух месяцев 2025 года субсидии для НПЗ составили 662 млрд рублей. В пересчете на 12 месяцев это почти 4 трлн рублей. Для сравнения: по итогам февраля 2025 года в ФНБ осталось менее 3,4 трлн рублей ликвидных средств. И при подготовке бюджета на 2026-й Минфину придется закладывать сценарий затягивания поясов, в том числе за счет урезания субсидий нефтяникам. Поэтому ФАС и Минэнерго нужно будет искать новые методы сдерживания топливных цен», — отмечает эксперт ТЭК Кирилл Родионов.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов подчеркивает, что более 660 млрд, которые нефтяники получили, чтобы уравнять условия работы на внешних и внутренних рынках, в текущих условиях не панацея.
«Это не является достаточным фактором для того, чтобы увеличить объем переработки, и никак не может предотвратить атаки на отечественные НПЗ и вот такой вот стрессовый фактор убрать. Поэтому эти субсидии необходимо сохранять. Без них ситуация была бы еще гораздо более сложной, проблемной», — резюмировал Андрианов.