Posted 20 марта, 07:26
Published 20 марта, 07:26
Modified 21 марта, 08:38
Updated 21 марта, 08:38
Екатерина Максимова
Коэффициент Джини показывает, как распределяются доходы и национальное богатство государства пропорционально населению. И в России, по данным Росстата, второй год наблюдается рост неравенства доходов граждан. Шкала Джини по итогам 2024-го подросла до 0,408 против 0,405 годом ранее.
«Увеличение коэффициента Джини показывает расслоение. И его увеличение означает, что неравенство растет», — уточнил начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к. э. н. Олег Абелев.
Как же ведомство делит россиян на нищих, середнячков и богатых?
Аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева поясняет, что Росстат использует среднедушевые денежные доходы. Они включают оплату труда наемных работников, доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии), доходы от собственности (дивиденды, проценты по вкладам) и прочие.
«Доходы бедных и малоимущих эта статистика учитывает довольно хорошо, а доходы очень богатых учитывает слабо, ведь олигархи по понятным причинам не участвуют в обследованиях Росстата. К примеру, в четвертом квартале 2024 года среднедушевой доход 10% самых богатых в распределении Росстата — это 240,5 тыс. рублей. Это состоятельные люди, но не супербогатые», — говорит эксперт.
С 2022 года в России резко сокращается численность населения, чьи доходы ниже границы бедности. В 2022-м нищенское существование влачили более 15 млн россиян (10,5% жителей страны). В 2023-м границу бедности перешли 12,2 млн граждан (8,3%). По итогам 2024 года Росстат отчитался об очередном сокращении нищеты: в таком статусе находятся 10,5 млн человек (7,2% населения РФ).
Кандидат экономических наук Олег Абелев указывает, что рост неравенства в 2023 году был связан с СВО.
«Довольно большое количество людей, которые были получателями средств по линии СВО, были не трудоустроены. Получилось такое расслоение, когда без официальных трудовых доходов государство помогало денежными средствами. Это увеличило немного рост неравенства», — отмечает Абелев.
Аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева называет и другие причины:
— В 2023–2024 годах рост неравенства был вызван тем, что в структуре доходов населения снижался вклад социальных трансфертов, тогда как вклад доходов от собственности (а это в том числе проценты по депозитам) и зарплаты, напротив, увеличивались.
Малообеспеченные слои населения как раз часто живут на пособия и не имеют сбережений, тогда как состоятельные граждане могут воспользоваться преимуществами от роста зарплат и повышения доходности депозитов.
«Важным фактором сокращения бедности было опережающее повышение минимального размера оплаты труда. Помогло бы сократить уровень неравенства и повышение пенсий темпами выше инфляции. Но в условиях роста среднего возраста и низкой рождаемости этого достичь крайне непросто», — добавляет и главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
Эксперты Института экономической политики им. Е. Гайдара напоминают, что в постковидном 2022 году показатель неравенства доходов граждан был равен 0,397. И это был минимальный разрыв за последние 20 лет истории России.
К слову, в «черном» 1994 году, когда страну поразил дефолт, расслоение общества в РФ по шкале Джини составляло 0,387.
Эксперты института фиксируют прямую связь коэффициента Джини с кризисами и посткризисными периодами. И чем лучше экономическая ситуация в стране, тем быстрее происходит расслоение общества. А в периоды кризисов и спадов, напротив, неравенство всегда снижалось.
«Это можно объяснить тем, что при благоприятной экономической ситуации наиболее богатые слои населения богатеют быстрее, чем оставшееся население, что способствует росту в разрыве доходов.
При этом периоды спадов сопровождаются банкротствами и закрытием предприятий, снижением деловой активности, удорожанием стоимости кредитов и другими негативными последствиями, ограничивающими возможности наиболее обеспеченных слоев населения и дальше увеличивать свое благосостояние», — говорится в исследовании Института экономической политики им. Гайдара.
А про трансформацию российской экономики в последние два года экономисты говорят неустанно.
Эксперт группы суверенных и региональных рейтингов аналитического агентства АКРА Дмитрий Куликов в аналитическом обзоре перечисляет главные драйверы экономики РФ в 2022–2024 годах.
Эксперты Института экономической политики им. Гайдара утверждают, что в 2025 году увеличение неравенства среди россиян прекратится. Причина — замедление роста экономики.
«Перегрев экономики должен сойти на нет, а фактические темпы роста должны приблизиться к потенциальным, в результате чего есть основания полагать, что в 2025 году рост неравенства может остановиться и оно сохранится на докризисном уровне 2021 года», — резюмируют эксперты института.
В исследовании Института экономической политики им. Гайдара указано, что с 2023-го неравенство доходов затронуло все регионы РФ. Исключением стали лишь Дагестан и Ингушетия, где ВВП на душу населения традиционно самый низкий.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к. э. н. Олег Абелев отмечает, что увеличение неравенства по субъектам никогда не может быть однородным.
«Количество рабочих мест, уровень заработной платы, мобильность рабочей силы в рамках региона — это индивидуально в каждом субъекте РФ. Один регион с другим сравнивать по коэффициенту Джини точно не стоит. На него больше всего влияют реально располагаемые доходы и уровень заработной платы», — говорит эксперт.
Главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин также отмечает, что статистика по отдельным регионам, которая может определяться разовыми факторами, малопоказательна.
«Однако сохраняется долгосрочная проблема межрегионального неравенства, сокращение которого — одна из ключевых целей недавно принятой Стратегии пространственного развития страны», — добавляет эксперт.
В целом, продолжает Борис Копейкин, бедности в глобальном понимании в стране практически нет.
«Так, по определению Всемирного банка, к самым бедным в мире относятся лица, живущие на $2,15 в день — то есть менее чем на шесть тысяч рублей в месяц. В мире таких, по оценкам, как минимум сотни миллионов человек.
Учет доходов самых богатых — проблема во всех странах мира, так как, в отличие от зарплат и социальных выплат, некоторые другие виды доходов могут быть труднодоступны для статистического анализа. Но в любом случае говорить о динамике на основе небольших колебаний от года к году не стоит. Изменения в уровне неравенства в крупных экономиках требуют десятилетий», — говорит главный экономист Института экономики роста им. Столыпина.
Интересный факт: 47,8% мирового богатства, согласно исследованию Credit Suisse, находится в руках всего 1,2% населения Земли, или 62 млн человек. И вот эта горстка богачей контролирует ошеломляющую сумму в 221,7 трлн долларов.
Он отмечает, что в ряде европейских стран, где относительно высоки и налоги, и уровень социальной поддержки, например во Франции и в Германии, коэффициент находится на отметке около 0,3. В США, где экономика более динамична и конкурентна, коэффициент в последние годы сравним с нашим — около 0,4. В Китае — еще выше, примерно 0,45. А в Бразилии и Южной Африке — выше 0,5 и 0,6 соответственно.
«Поэтому у нас ситуация отнюдь не самая проблемная. С одной стороны, сохраняются стимулы зарабатывать и открывать бизнес, с другой — уровень бедности в соответствии с нашими критериями уверенно сокращается. Хотя, конечно, проблема и дальше будет требовать внимания властей», — резюмировал главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.