Posted 18 марта, 16:48

Published 18 марта, 16:48

Modified 18 марта, 16:50

Updated 18 марта, 16:50

Планы производства самолетов в РФ сокращены в три раза

Российская авиация в западне: почему выпуск лайнеров сократили в три раза

18 марта 2025, 16:48
Фото: Пресс-служба ПАО «ОАК"/ТАСС. Планы производства самолетов в РФ сокращены в три раза

Как так вышло, что отечественные самолеты оказались никому не нужны?

Сюжет
Авиация
«Ростех» хочет в три раза сократить программу выпуска гражданских авиалайнеров. Но это еще не точно: спустя три года импортозамещения у госкорпорации все еще нет понимания, сколько самолетов нужно авиакомпаниям. На чем же будут летать россияне?

Мария Соколова

В 2022 году власти в России строили наполеоновские планы по возрождению отечественной авиаотрасли: разработали комплексную программу развития гражданской авиации (КПГА), которая предусматривает постройку 994 отечественных пассажирских самолетов, из них 592 — это крупные «Суперджеты», МС-21, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-114-300. Остальные — это 9-местный «Байкал», 12-местный «Освей» и «Ладога» на 44 пассажира.

Реализация этих планов означала бы невероятное возрождение отечественной авиации: выпуск самолетов всех возможных классов в одной стране собственными силами — это уникальный случай в мировой практике. Но этим планам, похоже, не суждено сбыться.

Авиакомпании отказываются от отечественных самолетов

Первый вице-премьер Денис Мантуров в прошлом году уже уточнил, что параметры КПГА будут пересмотрены в 2025-м, а теперь появились первые оценки: количество выпущенных до 2030 года лайнеров окажется примерно в три раза меньше плана — заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

— Сегодня пока мы ещё точное количество не можем сказать, потому что мы с авиакомпаниями только сегодня начинаем обсуждать эту тему. Я думаю, что порядка 200, это минимум, надо будет произвести самолётов для того, чтобы заменить те устаревающие иностранные авиалайнеры, которые сегодня эксплуатируются авиакомпаниями.

Сложилась парадоксальная ситуация: чем ближе становится срок серийного производства отечественных импортозамещенных самолетов, тем чаще авиакомпании отказываются от их покупки.

В 2022-м ожидалось, что российские авиазаводы смогут выпустить 142 SJ-100, 270 МС-21, 51 Ил 114-300, 115 Ту-214 и 14 дальнемагистральных гигантов Ил-96-300. Крупнейшим заказчиком должен был стать «Аэрофлот»: авиакомпания на ВЭФ-2022 подписала соглашение на поставку 210 лайнеров МС-21, 89 «Суперджетов» и 40 Ту-214 с поставкой в 2023–2030 годах.

Но, как говорится, обещать — не значит жениться. В следующем году авиакомпания «Россия» (дочка «Аэрофлота») подписала твердые контракты лишь на закупку 18 МС-21 и 34 SJ-100.

А в июне 2024-го глава «Аэрофлота» Сергей Александровский и вовсе отказался от «Суперджетов» и Ту-214.

— Речь идет о том, чтобы все 339 самолетов трансформировать в МС-21

В итоге у «Аэрофлота» есть планы по приобретению несколько сотен МС-21, но в новые твердые контракты они пока не переросли. И что будет с этими планами — пока неизвестно, ведь в процессе импортозамещения МС-21 потяжелел почти на 6 тонн. Чтобы сохранить необходимую дальность полета, самолет пришлось существенно укоротить, а количество пассажиров снизить с 211 до 160-170.

Некоторые авиакомпании отказываются от отечественных самолетов уже после оплаты. «ЮВТ Аэро», например, вернула деньги за уже заказанные четыре Ту-214.

Также судить о реальном спросе на отечественную технику можно по заказам самолетов Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК): убедить авиакомпании покупать отечественные самолеты на рыночных условиях не вышло. Они будут поставляться по программе льготного лизинга через ГТЛК. ВЭФ-2024 ГТЛК заключила соглашение на поставку 238 самолетов: 123 «Суперджета», 65 Ил-114 и 41 Ту-214. Но опять-таки, это соглашение лишь описывает основные условия поставки до 2032 года. Твердых контрактов пока нет.

Почему российские самолеты стали не нужны

В январе 2025-го в воздух впервые поднялся первый полностью импортозамещенный Ту-214, а совсем недавно — впервые взлетел SJ-100 с отечественными двигателями Пд-8. Но отечественные самолеты должны были появиться раньше.

Первые полностью отечественные «Суперджеты» должны были увидеть свет в количестве 20 штук еще в 2024 году. Теперь первые экземпляры ожидаются в начале 2026-го.

Ту-214 должен быть запущен в серию в этом году, но пока Казанский авиационный завод (КАЗ) испытывает дефицит рабочих и станков. В планах КАЗ на 2025 год — выпуск только двух лайнеров.

Первые сертификационные полеты МС-21 с отечественными системами и пермскими двигателями ПД-21 должны начаться в июне–июле 2025-го. Но опять-таки есть проблемы с организацией серийного производства: нет работающего отечественного оборудования для создания элементов композитного крыла. А ведь первые шесть импортозамещенных лайнеров должны были поступить в парки авиакомпаний в 2024 году — утверждал когда-то Сергей Чемезов.

Подготовка Ил-114, которые должны в глубинке заменить неприхотливые советские Ан-24, идет в режиме соблюдения тишины. Первый испытательный полет он совершил еще в 2020-м, но после крушения Ил-112В в 2021 году эти работы были остановлены: оба самолета имеют одинаковые проблемные двигатели.

Летные испытания с обновленной версией двигателя возобновились только в марте 2024-го. Оказались ли доработки эффективными? Пока неизвестно, но проверка затянулась. Сертификация регионального самолета запланирована только на конец 2025-го. Соответственно стартовый заказчик — авиакомпания Red Wings получит эти машины не раньше 2026 года. А изначально планировалось начать поставки Ил-114 в 2023 году.

Видео: ОАК. Летные испытания Ил-114 возобновились весной 2024 года

Вопрос замены региональных самолетов, способных летать в малонаселенные и труднодоступные регионы сейчас особенно актуален: советская техника сильно устарела.

Про Ил-96-300, который может связать беспосадочным полетом Москву и Владивосток, пока и вовсе ничего не слышно. Последние новости выходили год назад: в Ульяновске собрали первый фюзеляж. О твердых контрактах на эти самолеты тоже пока никто не объявлял. На данный момент такие «Илы» эксплуатируются только специальным летным отрядом «Россия», который обслуживает первых лиц государства.

Закупать самолеты, которые можно обслуживать без проблем с параллельным импортом деталей, хотят все авиакомпании. Но им также нужны самолеты с определенными датами поставки, понятным обслуживанием и низкой стоимостью эксплуатации. Отечественные новинки ничем таким пока похвастаться не могут: сроки серийного производства регулярно переносятся, а как покажет себя на практике российская техника — пока не известно.

Поэтому не стоит удивляться, если перевозчики любыми способами будут пытаться поддерживать в рабочем состоянии свои Boeing и Airbus и пытаться приобрести хотя бы подержанные машины.

Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies