Posted 22 февраля, 08:24
Published 22 февраля, 08:24
Modified 22 февраля, 08:26
Updated 22 февраля, 08:26
Виктор Левин
Это бесспорно хорошая новость из разряда «все хорошо, что хорошо кончается». Две недели назад «Новые Известия» сообщили о митинге разгневанных дальнобойщиков в Краснодаре. Водители жаловались, что им массово приходят штрафы в десятки и сотни тысяч рублей из-за некорректной работы государственной системы «Платон», которая реагирует на глушилки систем ПВО.
В частности, при подъезде к рамкам «Платона», на которых закреплены камеры фотофиксации, на установленное в грузовике бортовое устройство перестает поступать сигнал.Кубанские грузоперевозчики считают, что происходит вопиющее нарушение российского законодательства и их прав.
Штраф за езду без оплаты «Платона» составляет 5 000 рублей. Это только при проезде через одну рамку. В результате каждый раз им приходят десятки штрафов с рамок и мобильных постов, которые фиксируют нарушения в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Воронежской областях. Поэтому с кубанцами были солидарны перевозчики других регионов.
Дело дошло до того, что водители записали обращение к президенту Путину. Услышал ли их сам глава государство, или операторы «Платона» сами осознали нелепость ситуации, но ситуацию с липовыми штрафами пришлось разрулить:
«Принято решение об аннулировании случаев нарушений, зафиксированных рамками, впоследствии переведенными в особый режим, если по этим случаям еще не были вынесены постановления о штрафах. В настоящее время рассматриваются случаи с 20 декабря 2024 года. Поскольку данные нарушения произошли не по вине перевозчиков или оператора системы, Ространснадзор и оператор „Платон“ работают над тем, чтобы не выносить штрафы в подобных ситуациях», — цитирует ТАСС пресс-служб «Платона».
Напомним, что основным владельцем «Платона» является подконтрольная «Ростеху» компания «РТ-Инвест». Ее представители отмечают, что по данным на 12 февраля было получено и рассмотрено свыше 3 тысяч обращений от перевозчиков, затрагивающих 12,5 тысяч постановлений. Из них примерно 800 постановлений были признаны подлежащими отмене из-за подтвержденного воздействия средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на работу системы.»
До этого проблемой заинтересовался Минтранс, который совместно с Федеральным дорожным агентством и оператором системы «Платон» создал оперативную группу для анализа поступающих данных и поиска решений.
Однако фиктивные штрафы — не единственная проблема дальнобойщиков. Как отмечали «Новые Известия», экономическая ситуация в отрасли сильно ухудшилась из-за введения повышенного утильсбора на грузовики и резкого взлета ставок по лизингу и кредитам
По итогам 2023–2024 годов себестоимость грузоперевозок в России выросла на 40%. Одна из главных причин — повышение лизинговых ставок до 26–30% годовых из-за беспрецедентного роста ключевой ставки ЦБ РФ до 21% годовых, в силу чего приобретение новой техники для многих транспортных компаний стало недоступно.
«Большинство банков и лизинговых компаний формируют свои ставки по принципу КС + спред. На рынке грузоперевозок 70% составляют малые и средние компании, соответственно, у них максимальные спреды. Ставки лизинговых компаний сегодня достигают КС+5–7%. Для транспортных предприятий это разрушительно. Если в 2023 году лизинговый платеж за средний тягач составлял 190 тыс. рублей, то в начале 2025 года он приблизится к сумме 370 тыс. Это фактически двукратный рост себестоимости перевозок», — прокомментировал Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК.
Несмотря на то, что дальнойбощикам предлагают зарплаты от 200 тысяч рублей и выше, у перевозчиков наблюдается серьезный дефицит кадров
Самые высокооплачиваемые водители за 2024 год (данные Авито) |
Профессия | Средняя предлагаемая зарплата, руб., 2024 | Динамика средних предлагаемых зарплат, %, 2023/2024 |
Водитель-дальнобойщик | 180 258 | +43% |
Водитель рефрижератора | 164 363 | +12% |
Водитель трала | 152 779 | +11% |
Водитель тонара | 136 640 | +42% |
Водитель такси* | 129 402 | +24% |