Posted 28 января, 07:08
Published 28 января, 07:08
Modified 28 января, 07:10
Updated 28 января, 07:10
Мария Соколова
Только представьте: вы берете свой обычный смартфон и в любой точке мира подключаетесь к спутниковому интернету без цензуры и ограничений. Хоть с родственниками по телефону разговаривайте, хоть смотрите ролики на YouTube, хоть в запрещенные соцсети заходите…
Илон Маск, создавший спутниковую группировку Starlink, — герой, и никакой Роскомнадзор работу спутников больше не ограничит. Звучит заманчиво, но насколько эти мечты близки к реальности?
Сам по себе спутниковый интернет не новинка даже в России. Для его использования необходимо купить специальный терминал со спутниковой тарелкой и заключить договор с одним из отечественных провайдеров связи. Дорого, медленно и вдобавок получаете целый букет ограничений от Роскомнадзора.
Современный спутниковый интернет в РФ — это просто способ получить хоть какую-то связь в удаленных регионах — на Крайнем Севере. Все лучше, чем ничего.
Спутниковые телефоны также хорошо известны полярникам, мореплавателям и другим путешественникам. Они действительно могут устанавливать прямую связь со спутником благодаря наличию специальной антенны.
Но более чем на простую голосовую связь или отправку СМС-сообщений рассчитывать не приходится. Поэтому спутниковые телефоны, например Thuraya или Iridium, — это классические кнопочные аппараты.
Илон Маск предложил действительно что-то новое: его спутники с технологией Direct to Cell смогут сами работать, как базовые станции формата LTE на привычных наземных вышках. Берете обычный мобильный телефон и подключаетесь к спутнику — прекрасно! Но в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. Хотя в данной ситуации дегтя будет куда больше.
Идея прямого подключения мобильного телефона к спутнику выглядит заманчиво, но все упирается в технологические ограничения. Стандарт связи LTE разрабатывался для использования на Земле: базовые станции в лучшем случае могут обеспечить связь на расстоянии до 15 км, а пользователь не должен двигаться быстрее 500 км/ч (этого достаточно для обеспечения связью даже высокоскоростных поездов).
В данном случае спутник Starlink летит с первой космической скоростью (8 км/с) на расстоянии 500–900 км от поверхности Земли. Технических деталей пока нет, но эксперты предполагают, что из-за ограничений по массе и габаритам оборудования на спутнике будет располагаться только передающая аппаратура. А вся сетевая инфраструктура останется на Земле — на стороне оператора сотовой связи. То есть существующие ограничения стандарта LTE сохранятся.
Все это приведет к тому, что пропускная способность спутника будет иметь ограничение на уровне 18,3 Мбит/с, которые придется делить на всех подключенных пользователей.
К тому же современный стандарт LTE разработан с учетом обеспечения безопасности людей. Если мощность передатчика базовой станции составляет порядка 20 Вт, то передатчика вашего мобильного телефона — 0,2Вт. Отправить сигнал с вашего смартфона на спутник еще сложнее, чем со спутника на телефон.
Поэтому работа Direct to Cell возможна только на улице под открытым небом, а скорость передачи данных позволит разве что обмениваться сообщениями в мессенджерах и совершать простые голосовые звонки. Поэтому тестирование системы заключалось в пересылке простых текстовых сообщений.
Но в случае с Россией этими препятствиями дело не закончится.
Сейчас даже классические спутниковые терминалы SpaceX на территории России не работают.
Формально модель Starlink RV от компании SpaceX можно использовать повсеместно в пределах континента, на котором был куплен терминал, без дополнительных действий. Спутники умеют общаться между собой и передавать информацию на большие расстояния.
Исключительно с физической точки зрения, если в Россию получится нелегально ввезти терминал Starlink (по закону ими пользоваться нельзя — эти частоты заняты силовиками), то связь установить возможно — спутники отправят сигнал на ближайшую базовую станцию где-нибудь в Европе.
На самом деле Илон Маск сам отказался предоставлять доступ к Сети на территории РФ. С одной стороны, американская компания таким образом соблюдает российские законы, с другой — формально исключает возможность использования своей спутниковой группировки армией РФ. Официальный комментарий SpaceX звучит однозначно.
— SpaceX не ведет никакого бизнеса с правительством России или ее вооруженными силами. Starlink не активен в России, то есть сервис не будет работать в этой стране. SpaceX никогда не продавала Starlink в России, а также не поставляла оборудование в Россию.
Есть только одно исключение: западные страны, в том числе США, не признают присоединения новых регионов к РФ. Для них ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области — это территория Украины, а значит, там Starlink может работать.
В случае с технологией Direct to Cell все еще сложнее. Поскольку вся сетевая инфраструктура находится на Земле, то связь возможна только при подключении к одному из операторов сотовой связи, которые стали партнерами SpaceX. В США это T-Mobile, в Канаде — Rogers. Также есть договоренности с операторами из Австралии, Украины, Новой Зеландии, Японии, Швейцарии, Чили и Перу.
То есть для использования спутников Starlink нужно иметь подключение и сим-карту одного из этих операторов. Естественно, ни одного российского оператора сотовой связи сейчас нет и в обозримой перспективе не может быть в числе партнеров SpaceX.
Чтобы протестировать на себе технологию Direct to Cell, придется проделать немалый путь. Во-первых, надо обзавестись сим-картой одного из партнеров SpaceX — американского оператора T-Mobile, например. Сделать это можно и из России, но через посредников. На рынке есть компании, которые предоставляют подобные услуги.
Во-вторых, надо выехать за пределы РФ, где будет действующее покрытие Starlink. Может быть, в США когда-нибудь примут решение обеспечить россиян пиратским доступом в интернет без цензуры и Starlink перестанет игнорировать клиентов на территории РФ.
В Иране, например, SpaceX начала предоставлять доступ к спутникам Starlink «для противодействия цензуре» еще в начале 2022 года. Но в России такая потребность пока не назрела — люди пока сами прекрасно обходят блокировки с помощью VPN-сервисов.
Фактически Direct to Cell — это альтернатива классическим спутниковым телефонам Thuraya и Iridium. Получается примерно тот же скромный функционал, та же область применения. На корабле, большом экспедиционном автомобиле, удаленном месторождении полезных ископаемых, полярной научной станции можно установить традиционный спутниковый терминал с тарелкой, который обеспечит быстрый интернет.
Если вы идете пешком в горы, плывете в море на лодке, просто находитесь в пути к какой-либо удаленной и труднодоступной базе, тогда спутниковый телефон для экстренной связи — самый подходящий вариант. И с Direct to Cell больше не будет необходимости покупать специальный дорогостоящий спутниковый телефон. По крайней мере, если вы находитесь за пределами России.
У нас тоже имеется некоторый прогресс по созданию собственной спутниковой мобильной связи, но в более простом варианте: со спутником будут связываться не телефоны напрямую, а базовые станции сотовых операторов. Недавно «Мегафон» подписал соглашение с «Бюро-1440», которое разрабатывает спутниковую группировку: в 2027 году к спутникам должны быть подключены 500 базовых станций.
В глухой тайге, имея только телефон, в интернет не попадете, зато где-нибудь на нефтяных месторождениях или золотых приисках, у жителей отдаленных деревень может появиться доступ в Сеть. Конечно же, с привычными для всех россиян ограничениями от Роскомнадзора.