Posted 28 января, 14:50
Published 28 января, 14:50
Modified 28 января, 14:56
Updated 28 января, 14:56
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Новость о том, как китайский стартап стоимостью 6 млн долларов «уронил» на бирже первую компанию Америки NVidia на сказочные 790 млрд долларов, выпустив бесплатное приложение, работающее лучше ChatGPT, обязательно станет одной из легенд в истории разработки человечеством искусственного интеллекта (ИИ).
Люди любят мифы, в которых Давид побеждает Голиафа. Если дешевый китайский стартап смог «уесть» триллионный бигтех Америки, то тогда и для других стран, например России, появляется возможность верить в то, что деньги все-таки решают не все.
«НИ» спросили эксперта в области IT и финансов Александра Разуваева, что кроется за информацией об «убийце» ChatGPT и есть ли шанс у Китая или нашей страны победить США в этом направлении.
— Что вы думаете о том, как никому не известный китайский стартап, который возник в недрах китайского университета, а не в китайских технологических гигантах типа Alibaba или Tencent, вдруг оказывается лучше, чем компания Сэма Альтмана OpenAI, за которой стоит Microsoft, а производитель чипов NVidia из-за этого теряет 790 млрд долларов, что примерно составляет 14 российских ПАО «Роснефть»?
— Нас эта ситуация вообще не особо затрагивает, потому что у нас инвесторы из недружественных стран заблокированы. Наш рынок вообще отрезан от мирового. Немножко есть денег из Азербайджана, Казахстана, Эмиратов, но это слабо на нас влияет. На нас влияет вечная тема: увидится Трамп с Путиным или не увидится?
— То есть американской экономике такое соперничество не грозит ничем?
— А эта история… я считаю, что все равно американский рынок будет расти, потому что Федрезерв будет снижать ставку, а Трамп будет активно защищать тарифами свою экономику. При этом, конечно, больше будут расти нефтегаз и традиционная экономика, то, что он планирует развивать. Трамп и говорит, что они планируют наращивать добычу. А это просто громкий заголовок. Капитализация — это виртуальные деньги, количество акций, умноженное на курс. Все равно потом отскочит.
Шутка такая была. В новостях: столько-то потеряли миллиардов, столько-то. А когда ж ноль-то будет? Просто, когда растет, об этом не сообщают. А когда падает — сразу крик.
— На создание своей нейросети китайцы потратили 6 млн долларов. Насколько далеко они продвинулись? И могут ли они побороться за глобальное первенство?
— Нет. Я думаю, что не удастся им американцев победить. Это локальная история, что-то дешевое. Но ИИ — это огромный сектор, огромная отрасль, это огромные деньги и крутые мозги. А все лучшие мозги находятся в Америке. США «высасывают» их со всего мира и правильно делают. Я не думаю, что Китай станет реальным конкурентом.
— Многие эксперты считают, что американские технологические компании безнадежно переоценены, и инвесторы, которые сейчас покупают акции даже самых лучших из них, типа Google, Apple, не говоря уже о OpenAI, будут ждать возврата инвестиций два-три десятилетия. Разве это не признаки «пузыря»?
— Нет.
Да, у них капитализация рынка — 200% от ВВП, но ключевой момент — это денежные потоки и ставка Федрезерва. Ставка будет снижаться, они вырастут еще дальше. Я в обвал американского рынка не верю.
— То есть это не «пузырь»?
— Нет, конечно, нет!
— Какие у американцев преимущества?
— Мозги, которые генерируют инновации и деньги, которые позволяют все это реализовать. Они смогут задушить все китайские разработки. И строительством вычислительных центров, и привлечением спецов.
— Проект Stargate — это попытка сохранить влияние в мире и предотвратить закат американской империи?
— Да нет. В Америке все нормально будет. В Европе могут быть трудности, а у них все будет хорошо, особенно с их хайтеком. Они и создавали мировой хайтек.
— Какой ответ на это может дать Россия?
— Западные компании ушли, наши занимают их долю рынка и работают в странах СНГ, третьего мира. Но все-таки вряд ли мы сможем создать какую-то реальную ответку, какой-то конкурентный бизнес в этой сфере.
— То есть никаких шансов нет?
— Нет, разве что в оборонном комплексе.