Posted 21 января, 14:07
Published 21 января, 14:07
Modified 21 января, 14:09
Updated 21 января, 14:09
Анна Скудаева
Поступивший в Госдуму законопроект, сокращающий с четырех до двух количество обязательных экзаменов по окончании девяти классов школы, вызвал бурное обсуждение в Сети.
Напомним, 17 января группа из 19 депутатов ГД внесла в нижнюю палату парламента законопроект об изменении порядка Государственной итоговой аттестации (ГИА) в некоторых российских регионах.
По замыслу законодателей, для получения аттестата об окончании девятилетки в ряде регионов (Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, а также в Северной Осетии) будет достаточно сдать ОГЭ только по математике и русскому языку.
Депутаты пояснили, что цель нововведения — «совершенствование системы школьных экзаменов и процедуры поступления в колледжи после 9-го класса, а также существенное расширение возможностей на получение среднего профессионального образования».
При этом упор делается на переход в колледжи именно в своем регионе. По задумке авторов инициативы, это в перспективе поможет сгладить перекосы на рынке труда, связанные с «вымыванием» кадров из глубинки в мегаполисы.
Мнения педагогов и родителей по поводу новшества разделились. Среди тех, кто видит своих сына или дочь специалистами с высшим образованием, возникли опасения, что проект «закроет детям дорогу в 10-й класс, а значит — и в вузы».
«У нас в школе из четырех девятых классов формируется только один десятый. Поступить туда крайне сложно. Конкурс в этом году был 3,8 человека на место. Мы, имея достаточно хорошие баллы, еле прошли! Такое чувство, что детей из школы буквально „выдавливают“ в систему СПО (среднего специального образования. — „НИ“.). Как только уберут „профильные“ экзамены, субъективизма при приеме документов в 10-й класс станет больше. А это — коррупция, изломанные судьбы и потраченные нервы», — считает мама десятиклассницы Елена Павлова.
Педагог с 30-летним стажем, преподаватель биологии Виктория Токарева убеждена, что наличие переводных и выпускных экзаменов «дисциплинирует детей».
«Мне кажется, экзамены все же нужны. Они помогают более объективно оценить знания ученика, а для некоторых детей становятся стимулом обратить более пристальное внимание на отдельные предметы, которые им пригодятся в дальнейшем. Для многих ребят сдача ГИА по выбранным дисциплинам станет хорошей репетицией при дальнейшей сдаче ЕГЭ», — считает педагог.
По мнению мамы выпускника колледжа Татьяны Готовцевой, расстраиваться по поводу двух ОГЭ в школах преждевременно.
«Мой сын заканчивал школу-девятилетку в 2020 году. Из-за пандемии дети тогда вообще ОГЭ не сдавали — и ничего. Никто из них от этого идиотом не стал. Получили аттестаты по итогам общей успеваемости, спокойно поступили в колледжи. Кто захотел — пошли в 10-й и в вузы. Мне кажется, если ребенок хочет учиться, это и без четырех ОГЭ видно. Я бы не стала делать из этого трагедию. Семьям это просто немного облегчит жизнь», — полагает Татьяна.
В Рособрнадзоре отметили, что идею проведения уже в этом году пилотного проекта по отмене двух «лишних» ОГЭ в пяти регионах ведомство одобрило.
«Рособрнадзор последние годы говорит о необходимости модернизации проведения ГИА-9 и необходимости учета результатов экзаменов при приеме в десятые классы и СПО. Таким образом, Рособрнадзор поддерживает идею проведения пилотного проекта в регионах России, изъявивших желание участвовать в этом проекте», — пишет ТАСС со ссылкой на данные пресс-службы ведомства.
Как полагает начальник отдела организации приемной кампании Департамента организации приема абитуриентов и довузовской подготовки МГУТУ Разумовского Мадонна Хурцидзе, проведение эксперимента, при котором для получения аттестата достаточно сдачи ОГЭ только по русскому языку и математике, значительно облегчит школьникам жизнь.
«Это особенно актуально для ребят, которые еще не определились с выбором будущей профессии. Такой подход позволяет им сосредоточиться на базовых дисциплинах и параллельно обдумывать дальнейшие шаги», — рассказала эксперт корреспонденту «НИ».
По мнению Хурцидзе, для тех абитуриентов, кто готовится к поступлению на творческие специальности, нововведение открывает дополнительные возможности для качественной подготовки к вступительным испытаниям в колледжи.
«Им не придется готовиться одновременно ко всем предметам, что снижает стрессовую нагрузку и позволяет уделить больше времени развитию своих талантов», — подчеркнула она.
Эксперт добавила, что русский язык и математика — базовые предметы, которые пригодятся в любой профессиональной деятельности. Поэтому их обязательное изучение в рамках ОГЭ поможет укрепить ключевые знания.
«Экспериментальный подход может стать важным шагом в развитии более гибкой и индивидуализированной системы образования, где учитываются интересы и потребности каждого учащегося», — резюмировала эксперт.