Posted 16 января, 16:54

Published 16 января, 16:54

Modified 17 января, 07:21

Updated 17 января, 07:21

Место трагедии. Актау. 25 декабря 2024 года

«Перед пилотами на колени встану!»: испытатель Гарнаев оценил работу экипажа Embrayer

16 января 2025, 16:54
Фото: МЧС Республики Казахстан. Место трагедии. Актау. 25 декабря 2024 года
Заслуженный летчик-испытатель Александр Гарнаев назвал «неадекватными» действия российских диспетчеров перед катастрофой самолета Embrayer рейса Баку — Грозный Azerbaijan Airlines

Татьяна Свиридова, Иван Зубов

Вечером 15 января в Сети появилась полная запись расшифровки бортового самописца пассажирского самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines.

25 декабря прошлого года он совершал рейс из Баку в Грозный, но не сумел приземлиться и экипаж в итоге принял решение лететь в аэропорт казахстанского города Актау. Самолет практически потерял управление и разбился при попытке совершить вынужденную посадку. Погибли 38 человек из 67, находившихся на борту.

Сначала отказала навигация, затем — управление

Расшифровка переговоров экипажа с российскими и казахстанскими диспетчерами во многом прояснила ситуацию, в которой оказался лайнер.

Сначала, по докладу пилотов, у них отказала система GPS-навигации. По всей вероятности, это случилось из-за того, что на земле заработали средства РЭБ, которые блокируют навигационные системы боевых беспилотников, как раз в тот день сообщалось об атаке украинских дронов на Грозный. Это обстоятельство, возможно, и не позволило экипажу сесть в столице Чечни.

Затем случилась другая проблема — пилоты сообщили о внешнем воздействии на самолет. Они сначала решили, что в борт врезались птицы, потом — что в нем взорвался кислородный баллон. У лайнера отказали гидравлические системы управления, и экипаж начал обсуждать с диспетчерами вариант аварийной посадки.

В итоге для аварийной посадки летчики выбрали аэропорт Актау.

Никто не предупредил экипаж об атаке дронов

Азербайджанские СМИ крайне болезненно отреагировали на версию о том, что экипаж по своему усмотрению выбрал место посадки, хотя диспетчеры и Грозного, и Ростова-на Дону предлагали ему на выбор российские аэропорты в Минеральных Водах или Махачкале.

Прежде всего, как показывают данные расшифрованного речевого самописца, ни в Грозном, ни в Ростове никто — НИКТО! — не предупреждает летчиков, что на земле в это время отражают атаку украинских беспилотников, что на земле отключена навигация и GPS, и, что самое главное и самое страшное, по беспилотникам работает ПВО. ЭКИПАЖ ОБ ЭТОМ НЕ ПРЕДУПРЕДИЛИ!» — пишут журналисты.

По стандартам, утвержденным Международной организацией гражданской авиации ИКАО, при любых воздушных угрозах власти обязаны закрывать воздушное пространство для гражданских самолетов, предупреждая пилотов о работе систем ПВО. Азербайджанцы указывают на то, что таких предупреждений экипаж Embraer 190 не получил, в расшифрованной записи они отсутствуют.

«А это значит, что опубликованные стенограммы еще раз подтверждают обоснованность и справедливость требований Азербайджана к России: признать свою ответственность за катастрофу и извиниться, провести прозрачное расследование, наказать виновных и выплатить семьям погибших и пострадавших компенсацию. И наша страна от этих требований не отступит…»

«Поведение диспетчера было неадекватным»

В интервью нашему изданию герой России, заслуженный летчик-испытатель Александр Гарнаев рассказал, что российские диспетчеры не выполнили своих прямых обязанностей:

— Для человека, который очень хорошо знает вопрос и много раз переговаривался с диспетчерами, в опубликованных переговорах очевидны три вещи.

Первое. Диспетчер не предпринимал ничего, что он обязан был сделать, когда начались сбои. А сбои начались задолго до происшествия: там шли какие-то помехи, экипаж терял GPS-коррекцию, а диспетчер не информировал его и не предпринимал никаких мер для обеспечения безопасности.

— А что конкретно обязан был сделать диспетчер в такой ситуации?

— В случае отказа любых наземных навигационных средств он обязан информировать об этом борт, который находится в воздухе. Именно обязан. Это не милостыня и не доброе пожелание, а его обязанность.

На всех современных самолетах в зависимости от того, какой набор навигационных средств в них используется, зависит тип захода на посадку. И если экипаж подготовился к определенному типу захода, с использованием GPS-коррекции, то он не может в процессе захода отказаться от этой схемы и перейти на другую. В этом случае ему нужно уйти на второй круг, встать в зону ожидания и подготовиться к другой схеме захода и GPS-коррекции. Это закон.

Чтобы экипаж смог это сделать, диспетчер должен его проинформировать. В нашем случае диспетчер не информировал экипаж и, судя по всему, сам не обладал информацией, которой он обладать обязан. А если у тебя нет такой информации, то закрой аэродром и до свидания!

Второе. Тот, кто внимательно прослушал расшифровку, обратил внимание на то, что в 8 часов 16 минут диспетчер говорит одновременно и с экипажем, и с кем-то еще.

Ну и, наконец, финал. Когда все случилось, экипаж подумал, что он столкнулся с птицами, диспетчер, очевидно, просто растерялся и потерял вообще способность здраво рассуждать.

Поэтому все эти разговоры, почему экипаж не ушел на запасной аэродром, не имеют никакого значения, коль скоро поведение диспетчера неадекватно. Просто сидит неадекват, который или информацией не обладает, или у него в голове бардак, или то и другое.

На месте экипажа я сделал бы то же самое

— Сейчас много говорят о том, что решение экипажа уходить в аэропорт Актау и отказ от посадки в аэропорту Грозного — это ошибка. Согласны ли вы с такой трактовкой? Или ситуация у экипажа была безвыходной?

— Во-первых, это утверждение неправильное. Я исхожу из официальных данных, которые абсолютно точны. Они заключаются в том, что после двух неудачных заходов и всех этих разговоров с диспетчером экипаж сказал, что возвращается домой.

Он пошел не в Актау, а в Баку. И все эти так называемые столкновения с птицами произошли после того, как он отказался от заходов и пошел к себе домой. И, безусловно, на его месте я бы сделал абсолютно то же самое, вне всяких сомнений.

— Правильно ли утверждать, что сначала самолет потерял GPS-коррекцию, потому что на земле был включен РЭБ, а дальше им не помог диспетчер, потом они приняли решение вернуться домой и потом случилась катастрофа?

— Ну да, примерно так — последовательность именно такая.

— Был ли какой-то выход у экипажа при посадке, или с теми повреждениями, которые получил самолет, они сделали все возможное?

— Это одному Богу известно. Я не могу обсуждать его действия, потому что все, что он сделал, заслуживает только такой моей реакции: встать перед экипажем на колени. И я это сделаю. Я обязательно поеду в Баку, приду на Алею славы, где они похоронены, и встану перед ними на колени.

P. S. 29 декабря в Баку состоялись похороны погибших членов экипажа — командира корабля Игоря Кшнякина, пилота Александра Кальянинова и бортпроводницы Хокумы Алиевой.

Подпишитесь