Posted 9 января, 14:36
Published 9 января, 14:36
Modified 9 января, 14:39
Updated 9 января, 14:39
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Камчатский край входит в правительственную программу по газификации регионов страны, которая должна быть завершена в 2025-му. Этот год уже наступил, но до сих пор непонятно, кто же будет поставлять газ на восток страны — «Новатэк» или «Газпром».
Каждая из этих компаний-гигантов находит аргументы против своего участия и требует привилегий по другим направлениям. Казалось бы, есть почти все: трубы в крае проложены, СПГ «Новатэка» никто не покупает, и сжиженный газ так и остается на газовозах в море. Рядом «газпромовский» проект «Сахалин-2», а в Петропавловск-Камчатском и других населенных пунктах традиционно топят мазутом и опять приходят сообщения о разливе топлива.
В конце декабря прошлого года стало окончательно понятно, что украинского транзита не будет и для «Газпрома» тяжелые времена не заканчиваются. Доход от остатков европейского газового бизнеса российского монополиста оценивается в 6,5 млрд долларов, или 650 млрд рублей по сегодняшнему курсу. Даже отказ государства от дополнительного налога в 50 млрд рублей в месяц не компенсирует эти потери.
В то же время сжиженный газ с подсанкционного «Арктик СПГ — 2», проекта «Новатэка» в Карском море, так и не нашел покупателей. С середины года было отгружено как минимум восемь танкеров, но они до сих пор так и стоят на якоре в море — с полной загрузкой. Перед Новым годом агентства передали, что Камчатка все же «уходит» под «Новатэк».
Последние десятилетия Камчатский край газифицировался под собственные месторождения, которые разрабатывал «Газпром». Все было замечательно, говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, но месторождения достаточно быстро истощились, и газа стало не хватать. Тогда государство сделало предложение «Новатэку». Однако в компании миллиардера Михельсона поставили условия:
— Это было негласно, но всем было понятно, что условия были поставлены: мы готовы взяться за обеспечение газом Камчатки в обмен на то, чтобы государство забрало у «Газпрома» лицензии на разработку Тамбейской группы месторождений.
Речь шла о группе газовых месторождений на Ямале, прилегающих к Южно-Тамбейскому месторождению: ресурсной базе «Ямал СПГ», которыми владеет компания Леонида Михельсона. По задумке «Новатэка», здесь можно было строить завод и вводить каждый год новую очередь, обеспечив «вечное движение»:
— У тебя есть ресурсная база. Ты объявляешь, что хочешь на этой базе строить новый проект. Созываешь инвесторов. Приходят иностранцы, покупают у тебя доли в этом проекте, ты даже оставляешь за собой 50-60% и все равно все окупаешь, потому что деньги вносишь, но берешь у самих иностранцев. Ты им продаешь доли, они дают деньги. А потом каждый из вас начинает финансировать пропорционально своей доле реализацию проекта.
Если учесть тот факт, что производство СПГ не облагается налогами, то у самой компании никаких расходов не возникало вообще. Судьбу таких больших проектов в России решают в Кремле. Без вмешательства высших сил не обошлось и на этот раз, правда, как говорит эксперт, глава государства решил не вмешиваться:
— Они явно предлагали такой сценарий. Явно предлагали Путину, но он, похоже, сказал, чтобы они договаривались сами. Были прямые переговоры «Новатэка» с «Газпромом», тот явно отказался и остается «собакой на сене».
Неудачная попытка расширить ресурсную базу заставила компанию Леонида Михельсона пересмотреть свое согласие на газификацию Камчатки. По предварительному плану, государство брало на себя все расходы по строительству портовой инфраструктуры. «Новатэк» покупал плавучий терминал, где СПГ переводится в газообразное состояние и потом закачивается в газотранспортную систему края.
Однако вопрос, кто будет поставлять СПГ на Камчатку, оставался нерешенным. Цена за тысячу кубометров в крае составляет около 9 тыс. рублей. Это в шесть раз меньше мировых цен на газ. Такой тариф не устроил «Новатэк», и компания «соскочила» с проекта, предоставив «Газпрому» поставлять СПГ со своего сахалинского проекта и параллельно решать вопросы с субсидиями с государством.
— Естественно, для «Газпрома» это проблема. «Газпром» вроде бы как в дальнейшем пролоббировал решение о том, что он будет продавать газ по фактически мировым ценам на Камчатку, но компенсация была бы за счет бюджета. Непонятно, он будет продавать по тарифам, а разницу с мировыми ценами ему вернет государство, либо в региональный бюджет будут присылать деньги из федерального бюджета, а тот будет доплачивать «Газпрому», — рассказывает о нерешенных проблемах Игорь Юшков.
Так или иначе, российский бюджет соберет на Камчатке только шестую долю цены, остальное — а это 400 долларов за тысячу кубов — правительство отдаст «Газпрому». Дефицит газа в регионе — 500 млн кубометров. Доплата газовому монополисту составит, предположительно, 200 млн долларов в год.
Государство опять оказывается перед дилеммой. После федеральной катастрофы с мазутом в Черном море и новым разливом на Камчатке оправдать грязное и опасное для всего живого топливо при наличии своего газа невозможно. Но хронически дефицитный бюджет страны должен осилить новые субсидии для «Газпрома».
Заблуждаться тут не стоит: в 200 млн долларов обойдется газоснабжение 288 тысяч человек, проживающих на Камчатке. Можно повышать и дальше тарифы на газ и налоги, но газификация Дальнего Востока и Крайнего Севера превращается в инструмент поддержки газовых компаний за счет населения.
Триллер под названием «Газификация Камчатского края» продолжился и в наступившем 2025 году.
К концу 2024-го у независимого производителя газа нарисовалась другая проблема. По данным на ноябрь 2024 года, восемь газовозов, отгруженных с «Арктик СПГ — 2», так и не нашли своих покупателей. Кавалерийская атака «Новатэка» на азиатский рынок СПГ не удалась.
— Они наняли танкеры неледового класса в летний период, попытались вывезти на рынки сбыта СПГ, никто у них не купил. Теперь эти газовозы некуда девать. Они стоят в азиатских морях, в Индийском океане и ждут. Газ хранить в танкере СПГ неправильно. Поэтому сейчас эту продукцию всячески обсуждают, может быть, продать на внутреннем рынке, раз никто не берет, давайте хотя бы на внутренний рынок продадим, освободим танкеры и не будем платить за фрахт, — рассказывает о новой дискуссии в газовой отрасли Игорь Юшков.
Понятно, что этот конкретный СПГ на Камчатку не попадет. Но «Новатэк» каждый день платит за аренду танкеров, генерируя убытки, поэтому тут готовы продать товар с очень большим дисконтом, если учесть, что внутренняя и экспортная цены отличаются в разы.
Тяжелее всего санкции против РФ сказались на газовой отрасли, и конца этому пока не видно. Несмотря на рост поставок СПГ в Европу, половину рынка прочно заняли американские компании. Уходящая администрация нацелилась сейчас на российскую нефтянку, однако угроза для экспортеров газа продолжает оставаться высокой. Пример с Камчаткой говорит только о том, что, как ни повышай тарифы для бизнеса и населения, без субсидий из бюджета государство не обойдется. Очевидно, что эти расходы опять вернутся к потребителям.