Posted 8 января, 06:04
Published 8 января, 06:04
Modified 8 января, 06:06
Updated 8 января, 06:06
Мария Соколова
Исходя из анализа развития космической отрасли в 2024 году, предсказать, как будет выглядеть космонавтика в 2025-м не так уж и сложно.
В первую очередь в 2025 году внимание будет приковано к космической программе США. Все идет к тому, что именно в Америке произойдут самые громкие события. За это NASA должно сказать спасибо Илону Маску.
Уже сейчас Falcon 9 от компании SpaceX является самой популярной ракетой в мире. И неспроста: Маск готов брать за вывод 50-килограммового спутника на солнечно-синхронную орбиту всего лишь 300 тыс. долларов. Это по шесть тысяч долларов за 1 кг. По космическим меркам — просто даром, буквально как билет на электричку купить.
Благодаря популярности Falcon 9 Илон Маск установит в 2025 году исторический рекорд: его ракеты будут летать в среднем раз в два дня.
Никогда ни у кого ранее не получалось поставить производство и запуск ракет на поток. Раньше космический запуск был значимым событием, ему предшествовала длительная подготовка. А теперь… Вас же не удивляет, что поезд в московском метрополитене приходит на станцию каждые полторы минуты? Вот и запуски Falcon 9 стали обыденностью, хотя это по-настоящему невероятное событие.
И если Falcon 9 закрывает текущие потребности человечества в выводе полезной нагрузки в космос, то за будущее отвечает ракета и космический корабль Starship.
В 2024 году люди ожидали каждый испытательный запуск этого огромного корабля с замиранием сердца — тогда он только учился летать. А в 2025 году все уже собьются со счету — не зря в конце прошлого года регулятор FAA выдал компании SpaceX лицензию на 25 испытательных полетов Starship.
Начнется 2025 год с первого полета новой версии корабля, которая может похвастаться более крупными топливными баками и новой теплоизоляцией, которая позволит входить в атмосферу на второй космической скорости — это необходимо для возврата корабля с Луны и Марса.
Еще на шаг ближе к межпланетным полетам Маск станет после успешной демонстрации перекачки топлива между двумя Starship на орбите весной 2025 года. Без дозаправки в космосе перспективный корабль от SpaceX не сможет выполнять межпланетные миссии — почти все топливо расходуется вблизи Земли. А лететь на Луну надо уже совсем скоро — в 2026 году в рамках миссии «Артемида III».
У SpaceX, как всегда, все хорошо. А после того, как Илон Маск возглавит департамент эффективности американского правительства, так еще и бюрократическое давление на SpaceX сократится.
А вот NASA заставит понервничать энтузиастов космоса. Планов у американского космического агентства на 2025 год немного. Зато какие! Первый за 55 лет полет человека к Луне — дело серьезное. Случится он, если все пойдет по плану, в сентябре 2025 года.
Полет астронавтов к Луне до последнего момента находился под вопросом: NASA все тянуло и не публиковало результаты расследования разрушения теплозащиты корабля Orion, которое было выявлено после первого беспилотного полета к спутнику Земли в 2022 году. К тому же корабль Orion в космос выводит ракета SLS, первую ступень которой создал Boeing.
2024 год для аэрокосмического гиганта оказался провальным: непрекращающиеся поломки корабля Starliner, разваливающиеся самолеты, забастовка сотрудников подкосили компанию. Колосс оказался на глиняных ногах.
В итоге пуск старт миссии «Автемида 2» перенесен с сентября 2025 года на апрель 2026-го. Хорошо, что хотя бы не на 2027 год: конкуренция с Китаем за первенство на Луне заставляет американцев ускориться.
Порадуют своими успехами и другие частные компании. В конце весны 2025 году состоится первый полет космоплана Dream Chaser, который доставит на МКС несколько тонн груза. Советские инженеры, которые работали над проектом многоразового корабля БОР-4, могут порадоваться. Их идеи нашли успешное воплощение в США.
Dream Chaser — корабль небольшой. Его разработчик — компания Sierra Space напрямую со SpaceX конкурировать не может. А вот миллиардер Джефф Безос доказывает, что не только Илон Маск может реализовывать большие проекты. Многоразовая ракета тяжелого класса New Glenn от компании Blue Оrigin в 2025 году на практике продемонстрирует, что способна успешно летать. Старт намечен на 6 января. Жаль только, что окно запуска спутника к Марсу в конце 2024 года было упущено. Пока Джеффу Безосу приходится довольствоваться околоземными миссиями.
Удивительно, но и Роскосмосу тоже будет чем похвастаться! В октябре прошлого года гендиректор РКЦ «Прогресс» Равиль Ахметов утверждал, что первый пуск ракеты-носителя «Союз-5» (это модернизированный и импортозамещенный «Зенит-3», ранее выпускавшийся на украинском «Южмаше») откладывается до 2026 года.
Но в ноябре 2024 года в протоколе российско-казахстанской межправительственной комиссии по космодрому Байконур вновь фигурировал декабрь 2025 года в качестве даты первого полета «Союза-5». Надеемся, что так и окажется!
Первый полет «Союза-5» имеет все шансы пройти успешно, но перспективы этой ракеты все равно туманны. Ракета и соглашение с Казахстаном о продолжении эксплуатации есть, а вот заказчиков на запуски нет. Кто-то не рассматривает Роскосмос из-за санкционных ограничений, кто-то ушел к Илону Маску из-за низких цен. «Союз-5» — образчик старой школы ракетостроения. Вся ракета одноразовая, заправляется дорогим керосином.
Другие заметные успехи у Роскосмоса, к сожалению, в 2025 году не ожидаются. Госкорпорация, ранее остановившая разработку космического буксира «Зевс» и ракеты-носителя сверхтяжелого класса, вынуждена искать способы свести концы с концами.
Чтобы поправить финансовое положение, Роскосмос ближе к концу 2025 года, вероятно, отправит на МКС двух космических туристов. Программа космического туризма была заморожена на протяжении четырех лет: в 2021 году на МКС Роскосмос отправлял японцев Юсаку Маэдзаву и Едзо Хирано.
Из других успехов России в космосе можно будет отметить разве что запуск четырех спутников «Грифон». Значимость этого события в том, что оно положит начало формированию крупной по меркам РФ спутниковой группировки для мониторинга земной поверхности. В будущем наблюдать Землю будут 136 «Грифонов».
Самой загадочной космической программой, по-прежнему, остается китайская. По традиции, компании из КНР ведут разработку проектов за закрытыми дверями и делятся результатами только когда все уже готово. Вероятнее всего, работа будет вестись в плановом режиме: ставка на развитие орбитальной станции «Тяньгун» и подготовку к созданию базы на Луне.
Однако планы запуска зонда «Тяньвэнь-2» к астероиду Камоалева для сбора грунта и доставки его на Землю, показывают, что Китай всерьез нацелен на изучение и освоение космического пространства за пределами околоземной орбиты.
В 2025 году космонавтику ждет и грустное событие: «Вояджер-1», который уже покинул пределы гелиосферы и изучает межзвездное пространство, немного не дотянет до полувекового юбилея. Его атомная «батарейка» из-за естественных и ожидаемых процессов полураспада плутония-238 перестанет вырабатывать достаточное количество энергии. Увы, этот героический космический странник больше не сможет выходить на связь с Землей.
В 2025 году мировая космонавтика может совершить качественный скачок, уверенно выйдя за пределы околоземной орбиты. Теперь главные цели: Луна, далее — Марс. Жаль, но Россия, скорее всего, окажется чужой на этом технологическом празднике жизни. Увы, но именно на это указывают уже озвученные планы по освоению космоса из разных стран.
Надежда только на то, что Роскосмос скрывает от людей колоссальные проекты, а потом они как выстрелят! Но каков шанс на подобное развитие событий? Это уже больше похоже на научную фантастику.