Posted 29 декабря 2024, 11:34
Published 29 декабря 2024, 11:34
Modified 29 декабря 2024, 17:28
Updated 29 декабря 2024, 17:28
Александр Куманев
Ильхам Алиев дал интервью азербайджанскому государственному телевидению AzTV, в котором назвал предполагаемые причины крушения самолета Embraer E190 «Азербайджанских авиалиний» (AZAL), следовавшего рейсом Баку — Грозный. Он подчеркнул, что окончательная версия станет известна после расшифровки черных ящиков, но сформированные версии «достаточно обоснованы и опираются на факты».
«А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Это первое повреждение, нанесенное самолету. Кроме того, в результате огня, открытого с земли, сильно пострадала и хвостовая часть самолета», — подчеркнул Алиев (цитата по ТАСС).
В интервью азербайджанский лидер заявил, что версию о возникновении нештатной ситуации из-за столкновения с птицами опровергают пробоины на хвостовой части самолета. По его словам, эта версия снята с повестки.
«Не исключено, что при повреждении самолета, при ударе, пилот мог воспринять это как столкновение птиц с самолетом. Потому что, наверное, никто не мог подумать, что наш самолет обстреляют с земли в дружественной нам стране», — предположил он.
Алиев утверждает, что «некоторые круги в России» предпочли придерживаться версии о птицах. Баку «огорчила и удивила» версия о взрыве газового баллона, выдвинутая российскими официальными органами.
«То есть ясно показало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никого не радует», — заявил президент Азербайджана.
Он не верит в версию об умышленном поражении самолета, что, по его словам, являлось бы терактом.
«Поэтому признать свою вину, извиниться перед Азербайджаном, который считается дружественной страной, и донести это до общественности — все это были шаги, которые необходимо было предпринять. К сожалению, первые три дня мы не слышали ничего, кроме бредовых версий из России», — утверждает Алиев.
Как рассказал азербайджанский лидер, его страна с первого дня выступала за расследование авиакатастрофы группой международных экспертов, в то время как Москва предлагала доверить это Межгосударственному авиационному комитету.
«Причина ясна. Потому что не секрет, что этот институт состоит в основном из российских чиновников, а во главе него стоят российские граждане. Факторы объективности здесь могут быть не полностью удовлетворены. Если бы мы увидели справедливые и адекватные шаги, предпринятые Россией сразу после аварии, возможно, мы бы не возражали. Но мы видели, что есть очевидные попытки скрыть этот вопрос», — объяснил он.
Как результат, была создана рабочая группа, куда вошли представители Бразилии, Азербайджана, Казахстана, России, а также Межгосударственного авиационного комитета, но не на руководящих должностях.
По мнению Алиева, когда расшифруют черные ящики, будут получены ответы на многочисленные вопросы.
«Потому что я должен еще констатировать, что попытки отрицать этот очевидный факт и скрывать его здесь — это и нонсенс, и неразумно», — считает он.
Азербайджанский лидер подчеркнул героизм экипажа, который совершил экстренную посадку и смог спасти многих пассажиров. При этом он указал, что травмы у некоторых пассажиров и членов экипажа в результате ранения осколками появились до момента крушения.
«Приписывать это каким-то птицам или описывать как взрыв газового баллона — и глупо, и нечестно», — подчеркнул Алиев.
По его словам, расшифровка черных ящиков сможет подтвердить или опровергнуть различные гипотезы. Он упомянул о версии, согласно которой самолет отправили в Актау, надеясь, что с такими повреждениями он упадет в море.
«Некоторые полагают, что самолет был намеренно отправлен наземной службой из Грозного, поскольку самолет уже вышел из-под контроля и была большая вероятность, что самолет упадет в море. В этом случае попытки обфускации увенчаются успехом, и версия „птичья следа“ будет представлена как основная», — отметил он.
Он подчеркнул, что есть и другие предположения, связанные с выбором аэропорта в Актау, среди которых открытая площадка вдали от жилых кварталов, но лететь через море на самолете с отказавшими системами управления было рискованно.
«Мы не хотим комментировать некоторые неясные вопросы, пока эти вопросы не будут прояснены. Однако по очевидным вопросам мы должны, говорим и будем говорить свое мнение с полной решимостью», — подчеркнул Алиев.
В ходе интервью президент Азербайджана высоко оценил действия экипажа. Он отметил, что благодаря опыту, хладнокровию и профессионализму летчики смогли спасти часть пассажиров. При этом они понимали, что вынужденную посадку им не пережить. По его словам, благодаря экипажу сохранилась та часть авиалайнера, которая позволяет понять причины авиакатастрофы.
«Именно в результате этого часть фюзеляжа не сгорела, и именно благодаря этому сегодня мы можем однозначно сказать, что самолет был сбит Россией. Это факт и никто не может его отрицать», — подчеркнул Алиев.
Он поблагодарил президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, а также спасателей, которые действовали героически и самоотверженно, вызволяя выживших. Астана с пониманием отнеслась к просьбе о создании международной комиссии для расследования причин авиакатастрофы.
«Вот что такое настоящая дружба и братство… Я рад, что, несмотря на эту трагедию, я все еще вижу и уверен, что в Казахстане такого же мнения. Наша дружба и братство после этой сложной ситуации стали крепче», — отметил Алиев.
По его словам, Казахстан тоже стремится выяснить обстоятельства трагедии во всех подробностях.
Глава Азербайджана заявил, что решение об отмене рейсов AZAL в российские города принято по его поручению и объясняется угрозами безопасности. Аэропорты периодически приостанавливают прием и вылет авиарейсов во время атак беспилотников.
«По имеющейся у нас информации, план „Ковер“ был объявлен после того, как наш самолет подвергся воздействию извне. Итак, если это так, то это еще раз показывает, что местные службы сделали это, чтобы скрыть проблему», — выдвинул очередное предположение азербайджанский президент.
В настоящее время авиакомпания AZAL на неопределенный срок отменила рейсы в семь российских городов. Приостановлены полеты российских авиакомпаний из российских городов в Азербайджан. Таким образом, приостановлено авиасообщение с десятью городами РФ.
Алиев заявил, что в будущем может быть принято решение как о возобновлении полетов, так и о полной остановке авиасообщения. Он не исключил, что рейсов в Грозный больше не будет, но допустил вероятность пересмотра.
Президент республики перечислил требования к российской стороне.
Алиев отметил, что эти требования были официально вручены российской стороне 27 декабря и они основаны на международном опыте и адекватном человеческом отношении. Первый пункт из этого списка Москва уже выполнила, объяснил глава Азербайджана. По его мнению, условия справедливы и в этом нет ничего экстраординарного.
Ранее в Кремле заявляли, что оценка произошедшего события будет дана на основании окончательных результатов расследования. Накануне президент России Владимир Путин позвонил азербайджанскому лидеру и извинился за то, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России», а также выразил соболезнования семьям погибших.
Сегодня состоялись новые телефонные переговоры, о чем сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Путин и Алиев сегодня в телефонном разговоре продолжили обсуждение различных вопросов, связанных с авиакатастрофой самолета „Азербайджанских авиалиний“», — рассказал он (цитата по РИА «Новости»).
Это заявление поступило примерно в то же время, что и публикация интервью Алиева.
27 декабря руководитель Росавиации Дмитрий Ядров заявил о сложной обстановке в момент посадки самолета в Грозном. Среди обстоятельств он перечислил отражение атаки БПЛА, план «Ковер», густой туман. По его словам, командир воздушного судна решил уйти на запасной аэродром в Актау, хотя ему предлагались другие площадки. Версию о птицах и взрыве кислородного баллона на борту он не озвучил, а также призвал расследовать комплекс обстоятельств.
В интервью Алиев несколько раз прямо говорил, что самолет, по его сведениям, был поражен, но это произошло не целенаправленно. В ноябре 2020 года в районе азербайджано-армянской границы, но вне зоны боевых действий азербайджанские военные сбили вертолет Ми-24 ВВС России, в результате чего погибли два человека, ранен еще один.
Признание вины, официальные извинения и соболезнования, предложение выплатить соответствующие компенсации поступили от Баку в тот же день.
По мнению авторов проекта «Рыбарь», основанного отставным офицером российского Генштаба Михаилом Звинчуком, противоречия между Баку и Москвой лежат в других плоскостях.
«Предупрежден ли был экипаж? Какие команды давали диспетчеры? Почему самолет в этих условиях дважды пытался сесть? Только объективное расследование позволит пролить свет на произошедшее, а его провести сейчас не дают», — подчеркивает «Рыбарь».
Отмечается, что Алиев ранее сам признавал, что ПВО работала по некой воздушной цели, осколки которой уже поразили самолет. Сейчас же высказывания азербайджанского президента выглядят так, словно российские военные прицельно били по авиалайнеру и включили РЭБ.
Журналист Андрей Медведев согласился с мнением авторов проекта, подчеркнув, что отстранение России от расследования является демонстрацией недоверия и попыткой обозначить ответственную сторону.
«Уже даже звучат намеки, что самолету едва ли ни умышленно не дали приземлиться в Махачкале. И это все создает впечатление, что безусловно трагическую ситуацию с гибелью людей, начинают использовать в целях, далеких от цели установления истины», — подчеркнул он.
Как отметила член Совета по правам человека при президенте РФ, главный редактор ИА Регнум Марина Ахмедова, азербайджанский лидер не замечает, что в ситуации есть еще одна сторона, к которой глава Азербайджана, судя по его высказываниям, не имеет претензий.
«После разговора Путина с Алиевым, Алиеву бросился звонить Зеленский и выражать соболезнование за ужасающую трагедию. Мне просто интересно, Алиев требовал от него и его „структур“ извинений за то, что прислали беспилотники в аэропорт Грозного, когда там садился азербайджанский самолет?», — задалась она вопросом, напомнив, что на борту были и россияне.
Глава Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Дагестана Шамиль Хадулаев подчеркнул, что украинские спецслужбы, планируя атаку, знали о полете самолета «Азербайджанских авиалиний». Он не исключил, что подобные налеты дронов осуществляют с целью устроить провокации и в надежде на ошибку ПВО.
«Не было бы там атаки в этот момент украинских беспилотников, самолет сел бы в Грозном без проблем и все погибшие остались бы живы… Но никто о подставе спецслужбами Украины слова не говорит», — отметил он.
Член комиссии Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков обратил внимание, что Алиев в интервью озвучил «тот же самый западный темник», что и иноагенты. В частности, об отправке борта в Актау якобы в надежде на его падение в Каспийское море.
Политолог Георгий Бовт же считает позитивным сигналом поддержание контактов между лидерами РФ и Азербайджана. По его мнению, это дает надежду на урегулирование ситуации и сохранение отношений с важными партнерами в регионе.
«Особенно в свете прекращения транзита российского газа через Украину. Его мог бы заменить азербайджанский. Не стоит везде хлопать дверями. Уже и так все косяки вокруг шатаются и наличники поотлетали», — прокомментировал эксперт.
Стоит отметить, что с 1 января 2025 года Азербайджан ужесточает правила временного пребывания россиян на территории республики. Безвизовый режим в новом формате позволит гражданам РФ находиться в стране не более 90 дней в течение календарного года. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде подчеркнул, что это ответная мера.
«Новые правила, введенные российской стороной, и ужесточение требований к продолжительности пребывания в стране рассматриваются в первую очередь в контексте прав наших граждан. Азербайджанская сторона будет руководствоваться принципами паритета и взаимности как в вопросах внешней политики, так и в вопросах временного пребывания и миграции», — объяснил он.
О введении ограничений безвизового пребывания иностранцев в России сообщил консульский департамент МИД РФ. Соответствующий закон был принят в августе. До этого находиться в стране без визы можно было в течение 180 дней.