Posted 27 декабря, 13:28

Published 27 декабря, 13:28

Modified 27 декабря, 13:30

Updated 27 декабря, 13:30

В России растет спрос на подержанные автомобили 10-летней давности

Россия — новая Куба. Бум покупки подержанных машин продолжится в 2025 году

27 декабря 2024, 13:28
Фото: 1MI. В России растет спрос на подержанные автомобили 10-летней давности

Россияне выбирают автохлам: какие машины пользуются спросом

2024 год оказался переломным для отечественного авторынка. Увы, но покупка новой машины даже с привлечением автокредита доступнее не стала. Особенно наглядно ситуацию показывают изменения на рынке подержанных автомобилей. «НИ» выяснили, на чем придется ездить россиянам в 2025-м.

Покупка нового автомобиля в 2025 году — дело очень затратное. Сейчас сложилось вместе сразу несколько факторов: сами машины будут дорожать как минимум из-за ожидаемого обвала курса рубля в первые рабочие дни января и очередного повышения утильсбора на 111,2 тыс. рублей, так еще и автокредиты могут стать в полтора раза дороже из-за того, что ЦБ снял с банков все ограничения по процентным ставкам. Теперь автокредиты могут быть сколь угодно дорогими.

Остается надежда на рынок подержанных автомобилей. Но и там творятся чудеса. «НИ» выяснили, какие б/у машины сейчас покупают люди.

Старые машины — тренд 2024 года

Тот факт, что в 2024 году граждане смогли купить свыше 1,7 млн новых автомобилей стоимостью в среднем более 3 млн рублей, создает иллюзию, что денег у людей очень много и вообще все хорошо. Но рынок подержанных машин говорит об обратном.

За 11 месяцев 2024 года, по данным «Автостата», в РФ было продано 5 513 746 бэушных машин. Это на 14,5% больше, чем за аналогичный период 2023-го. На одно новое авто у нас продается более трех старых. И, к сожалению, это не свежие трехлетки, которые зачастую от новых отличаются лишь меньшей ценой, а машины, которые уверенно приближаются к категории автохлама.

Статистика говорит, что только 30% от всех 584,9 млрд рублей, которые люди в ноябре потратили по покупку машин на вторичке, достались автомобилям в возрасте до пяти лет. Еще 30% были потрачены на машины в возрасте от пяти до девяти лет и 40% — на авто от десяти лет и старше.

Какие модели пользуются наибольшим спросом на вторичке

И покупают россияне далеко не «мерседесы».

Самая популярная машина на вторичке — это «Жигули». Lada 2107 в ноябре 2024 года выбрали 14 282 человека, что на 50% больше, чем в ноябре 2023-го.

ВАЗ-2107 последних трех лет выпуска (2009–2012 гг.) в приличном (по меркам «Жигулей») состоянии будет стоить порядка 200–300 тыс. рублей. Другие позиции в топе самых популярных моделей не сильно роскошнее.

Второе место уверенно занимает ВАЗ-2114. Такая машина последних трех лет выпуска (2010–2013 гг.) в живом состоянии стоит порядка 250–350 тыс. рублей. Третье и четвертое места в топе у родственных Kia Rio и Hyundai Solaris. На покупку таких десятилетних автомобилей надо иметь 700–900 тыс. рублей.

Замыкает топ-5 вновь отечественный автопром: Lada 4×4, она же «Нива», нашла за январь — ноябрь 2024 года 93 684 покупателя. Конструкция почти полувековой давности и практически полное отсутствие безопасности не отпугивает людей. Зато просто, проходимо и можно отремонтировать в любом гараже. Для покупки такой десятилетней «Нивы» надо иметь порядка 500 тыс. рублей.

Почему Россия — это новая Куба

Вот реальный портрет отечественного массового авторынка: классические «Жигули» и «Нивы», да Kia Rio с Hyundai Solaris, многие из которых в прошлые годы были укатаны до изнеможения в таксопарках.

Спрос на вторичке в 2024 году рос именно на самые дешевые модели. За 11 месяцев 2024-го люди купили на 41,2% больше «семерок», чем за аналогичный период прошлого года.

На втором месте по росту популярности — «Нива» с прибавкой в 12,9%, на третьем — Kia Rio с увеличением на 10,3%. А вот некогда популярные Ford Focus, Toyota Corolla и Toyota Camry показали спад на 8,6%, 5,1% и 7,4% соответственно. В итоге за неполный год средняя стоимость подержанной машины в РФ снизилась с 1,61 млн рублей до 1,45 млн рублей.

А новые блестящие китайские машины с кучей дисплеев и разноцветной подсветкой за 2,5–3 млн рублей уже теряются на этом фоне. Их главное преимущество — развитые программы кредитования, но и они в скором времени останутся в прошлом из-за отмены ограничений по полной стоимости кредита.

Многие слышали и видели, что Куба за долгие годы изоляции превратилась в живой автомобильный музей — на дорогах встречается много очень старых автомобилей. И сейчас в России наблюдается аналогичная тенденция: люди продлевают жизнь своим машинам как могут. Только у нас климат куда хуже и автомобили гниют куда быстрее, чем на теплых Карибах.

Подпишитесь