Posted 27 декабря 2024, 01:09
Published 27 декабря 2024, 01:09
Modified 27 декабря 2024, 08:42
Updated 27 декабря 2024, 08:42
Андрей Краснобаев
Наверняка последний в этом году разговор президента России Владимира Путина с журналистами случился сразу после заседания Высшего Евразийского экономического совета, прошедшего на горнолыжном курорте Игора в Ленинградской области.
Двадцатиминутный разговор главы государства с прессой, пожалуй, дал нам в разы больше информации, чем случившиеся на прошлой неделе четырехчасовые «Итоги года с Владимиром Путиным».
Когда закончится война против России и где могут пройти мирные переговоры, куда движется наша экономика и что там с газом для Европы — глава государства уложился менее чем в полчаса.
Большинство вопросов журналистов президенту касались боевых действий на Украине, вероятности начала мирных переговоров и окончания конфликта.
Корреспондент Life Александр Юнашев прямо задал Владимиру Путину вопрос — верит ли он в окончание конфликта в 2025 году?
Ответ президента поразил всех присутствующих.
«Я в Бога верю, а Бог с нами», — ответил журналисту глава государства.
Владимир Путин рассказал прессе о том, что «днем и ночью» находится на связи с военачальниками и владеет «достаточно большой» информацией об обстановке на фронтах. Не исключено, что знание реальной обстановки на поле боя не позволяет президенту сегодня называть конкретные сроки окончания специальной военной операции.
Российский лидер привел в пример историю о том, как ВС РФ преодолевают водные преграды как в Великую Отечественную войну — пешком вброд, держа оружие над головой.
«Ребята форсируют водные преграды. Где-то они делают это с помощью технических средств, а где-то нет. Я спрашиваю у командиров: „А как ребята преодолевают эту водную преграду?“ Вброд. Вот мы с вами стоим здесь: тепло. На улице ветрено, а здесь тепло и светло. А ребята — вброд. Что это такое? Идут по грудь в воде и автоматы несут сверху. Они воюют за Россию», — подчеркнул Владимир Путин.
Отвечая на вопрос корреспондента «Вестей» Павла Зарубина о возможной заморозке конфликта и отсрочке вступления Украины в НАТО на 15-20 лет по инициативе команды избранного президента США Дональда Трампа, президент РФ заявил, что не рассматривает такой вариант окончания боевых действий.
Владимир Путин напомнил, что похожий вариант разрешения украинского кризиса ему предлагал в 2021 году президент Джо Байден, и ничего нового в риторике США, что могло бы повлиять на сближение позиций, он пока не видит.
Не обошли вниманием и знаменитый «Орешник». По словам главы государства, у России нет пока потребности использовать его в боевых действиях на Украине, даже несмотря на атаки российской территории американскими ракетами ATACMS.
«Если нужно будет, мы увидим, что требуется применение более мощного оружия средней дальности, мы, конечно, его используем. Но мы не спешим», — заметил президент.
Важный вопрос, касающийся жителей пострадавших от обстрелов российских регионов, президенту задала Ольга Матвеева, корреспондент радиостанций «Маяк» и «Вести ФМ».
Журналистка рассказала Владимиру Путину, что жители Белгородской области, чьи дома разрушены военными действиями, не могут претендовать на получение жилищных сертификатов как в Курской области и переезжать в мирные регионы России.
Им по действующей программе положены только выплаты на восстановление разрушенного жилья в том же месте, где оно находилось.
Президент считает, что вопросы выбора формы государственной помощи пострадавшим гражданам должны решаться региональными властями, а не федеральным центром.
«Мы исходим из того, что такие вопросы должны решаться местными и региональными властями в диалоге с людьми. Задача федеральных органов власти, Министерства финансов — выделить необходимый финансовый ресурс. У нас эти деньги есть, и мы даем столько, сколько нужно региону. А регион в диалоге с людьми — именно это хочу подчеркнуть и повторяю еще раз — должен выбрать наиболее оптимальный для себя и для людей способ решения этих вопросов», — ответил Владимир Путин.
Президент подчеркнул, что надеется на то, что «рекомендации губернатора Белгородской области будут основаны на пожеланиях тех людей, которые живут на этих территориях».
В целом, говоря про деньги и экономику, российский лидер сказал журналистам, что главная цель 2025 года — это борьба с инфляцией, а не рост ВВП, который «с учетом реалий макроэкономического характера» сейчас не нужен. Видимо, в 2025-м деньги из федерального бюджета регионы без критических причин не получат.
Спросили Владимира Путина и о недавнем визите в Москву словацкого премьера Роберта Фицо, и о перспективах возобновления прокачки российского газа через территорию Украины в 2025 году.
На вопрос Юлии Бубновой из агентства ТАСС Владимир Путин отвечал дольше всего, похоже, эта тема для него одна из самых важных в текущей государственной повестке.
Ответственность за прекращение поставок российского трубопроводного газа в Европу президент полностью возложил на Украину и Польшу. По его словам, РФ готова выполнять все свои газовые контрактные обязательства даже в условиях боевых действий, а Польша и Украина остановили газовый транзит через свои территории.
Сначала Польша остановила газопровод «Ямал — Европа», идущий из России через Белоруссию, затем Украина взяла под контроль газопровод «Уренгой — Ужгород». По одной из его ниток через захваченную ВСУ в Курской области газоизмерительную станцию (ГИС) «Суджа» в Европу сегодня поступают последние кубометры российского газа.
Украина после начала СВО остановила перекачку газа через ГИС «Сохрановка», взятую под контроль российскими войсками, а с 2025 года пообещала перекрыть последнюю «газовую нитку» через ГИС «Суджа».
«Война войной, а мы же поставляли регулярно и платили, и платим до сих пор, кстати говоря, деньги за транзит… Теперь Суджа. Там боевые действия идут, находится фактически под украинским контролем, но мы просто продолжаем поставлять 14 миллионов (кубометров газа. — Прим. ред.) по суткам. Тем не менее, несмотря на то что они сейчас контролируют Суджу, они объявили о том, что продлевать транзитный контракт не будут. Не мы же сказали, что мы заканчиваем, а они объявили, что не будут продлевать контракт. Не будут — не надо», — заявил Путин.
По словам президента России, за несколько дней, оставшихся до начала 2025 года, новые транзитные газовые соглашения уже не подготовить, несмотря на возможные схемы возобновления поставок.
Например, ответственность за перекачку российского газа через Украину могут взять на себя Азербайджан, Турция, Венгрия или Словакия, у которых будут отдельные договора с «Газпромом» и украинскими компаниями.
Но у проблемы газового транзита в Европу, по мнению Владимира Путина, есть и вторая сторона. Это иск Украины к «Газпрому» в европейском Арбитражном суде. Президент считает, что РФ может потерять деньги за поставки газа в ЕС, если Киев не отзовет свои иски в европейской юрисдикции.
«Теперь говорят: „Пускай третья сторона транзитирует по нашей территории“. А иск из Арбитражного суда забирать не хотят. Что получится? Получится, что мы с вами, вот мы с вами и еще сотни с лишним, 150 миллионов человек российских граждан будут поставлять газ в европейскую страну любую, а по решению Арбитражного суда в безакцептном порядке так называемом эти деньги будут сниматься, к нам не будут поступать, а будут поступать на Украину в счет погашения иска Украины к „Газпрому“. Ну бред! Мы же не можем», — сказал Владимир Путин.
Две европейские страны, наиболее близкие к украинской газотранспортной системе, Венгрия и Словакия, сегодня остаются единственными в ЕС, чьи лидеры посещают Москву. Во многом это связано с зависимостью этих государств от газовых поставок из России.
Но если Венгрия смогла переориентировать импорт российского газа через «Турецкий поток», то для Словакии альтернативы «украинской трубе» нет. Государству придется закупать голубое топливо на европейском рынке, что, скорее всего, нанесет серьезный удар по экономике небольшой восточноевропейской страны.
Впрочем, эксперты еще месяц назад говорили о том, что достигнуть договоренностей о транзите российского газа через Украину вряд ли удастся из-за жесткого отношения Киева и Брюсселя к миротворческой политике венгра Виктора Орбана и словака Роберта Фицо.
По сути, «евродиссидентов» наказали «рублем» за несанкционированные Еврокомиссией личные контакты с Кремлем. Но зато Владимир Путин назвал Словакию, которую он считает «нейтральной к России страной», возможной переговорной площадкой по Украине.
В 2005 году он уже встречался в Братиславе с американским президентом Джорджем Бушем-младшим, тогда обе стороны назвали переговоры успешными.
Следующее публичное выступление президента Владимира Путина мы увидим, скорее всего, уже в 2025 году под бой курантов. Собеседник «Новых Известий» в Кремле сказал нашему изданию, что «оно не будет слишком длинным и содержать особых заявлений».