Posted 25 декабря, 23:24
Published 25 декабря, 23:24
Modified 26 декабря, 07:23
Updated 26 декабря, 07:23
Андрей Берец
Случаи спасения пассажиров в авиационных катастрофах, произошедших вне территории аэропорта, крайне редки. Сам лайнер при падении разламывается на части, загорается авиационное топливо, а спасателям требуется время, чтобы отыскать место катастрофы и прийти на помощь людям.
Хладнокровие и профессионализм погибшего летного экипажа азербайджанского Embraer 190 помогли максимально снизить скорость падения самолета, при касании земли он не сразу разрушился, сохранив жизни 29 людей. Спасатели прибыли к месту трагедии практически сразу, пилоты успели предупредить их о попытке аварийной посадки практически неуправляемого лайнера.
Казахские СМИ сообщили, что выжили в основном пассажиры, сидевшие в хвостовой части салона.
Эксперты отмечают, что это самая безопасная часть лайнера, и на это есть несколько причин:
Необходимо обязательно оставаться пристегнутым, в случае сильного удара или переворота самолета это позволит избежать сильных травм. Специалисты отмечают, что 50-60% аварийных ситуаций, приводящих к катастрофам, происходят во время посадки или незадолго до нее, поскольку это самый сложный элемент в полете.
История авиации знает немало случаев, когда находившимся на борту удавалось выжить после крушения самолета.
В январе этого года в Афганистане в провинции Бадахшан потерпел крушение бизнес-джет Falcon 10B. Из шести человек, находившихся на борту, спастись удалось четверым. Погибла семейная пара россиян — Анатолий и Анна Евсюковы.
Воздушное судно выполняло медицинский эвакуационный рейс. Анна заболела во время отдыха в Таиланде, ей поставили диагноз «септический шок». При участии страховой компании был организован медицинский рейс.
Афганские СМИ сообщали, что самолет упал в труднодоступной горной местности. Один из выживших членов экипажа смог добраться до ближайшей деревни и попросил о помощи.
За несколько месяцев до этого случай удивительного спасения маленьких пассажиров легкомоторного самолета Cessna 206 произошел в Колумбии. После авиакатастрофы удалось спастись четырем детям — 13, 9, 4 лет и 11 месяцев.
Более того, они смогли 40 дней выживать в джунглях, прежде чем их нашли спасатели. Помимо детей, на борту самолета находились их мать и двое пилотов. Сперва спасательные отряды обнаружили в разрушившемся фюзеляже тело только одного из летчиков. Тела других взрослых нашли позже.
Самолет Cessna 206 вылетел 1 мая 2023 года из Араракуары в Сан-Хосе-дель-Гуавьяре. Во время полета пилот воздушного судна сообщил об отказе двигателя и подал аварийный сигнал. Найти обломки самолета удалось лишь спустя 370 часов поисков. А выживших детей и вовсе искали до 10 июня.
Журналисты рассказали, что дети ели муку, которая была в «наборах для выживания» на борту, а когда она закончилась, перешли на дикие фрукты.
В 2011 году в Карелии при заходе на посадку потерпел крушение Ту-134 компании «РусЭйр», следовавший по маршруту Москва — Петрозаводск. Из 52 человек, находившихся на борту, выжило пятеро. Тогда СМИ писали, что в последний момент перед полетом был заменен самолет. Канадский Bombardier поменяли на более вместительный Ту-134 из-за большого числа желающих отправиться в рейс.
При заходе на посадку самолет зацепил 50-метровую сосну и развалился на части. Посадка производилась в условиях плохой видимости. Одна из выживших Александра Каргополова рассказала, что ей чудом удалось спастись, поскольку она не была пристегнута. После того как фюзеляж стал разваливаться, ее выкинуло из самолета и она упала на мягкую пашню.
В конце июня 2009 года Airbus A-310 летел из Парижа на Коморские острова. Самолет рухнул в Индийский океан незадолго до посадки. На борту были 152 человека, выжила лишь 13-летняя Байя Бакари.
Она вылетела из иллюминатора. Девочке со сломанной ключицей удалось забраться на один из оставшихся на плаву обломков. Газеты писали, что ей удалось продержаться на нем около 14 часов в Мозамбикском проливе, полном акул, прежде чем ее спас рыбак.
Бывали случаи, когда самолеты разваливались в воздухе, но людям чудесным образом удавалось спастись.
В 1981 году Лариса Савицкая вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия. Ан-24РВ следовал по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск. В салоне было много свободных мест, и Лариса села в хвостовой части. В момент аварии она спала.
На высоте более 5,2 тыс. метров пассажирский самолет врезался в бомбардировщик. Лариса планировала на осколке крыла самолета размером 3×4 метра. Обломок упал в березовую рощу, что смягчило удар. Спасатели обнаружили девушку через два дня. Семьи погибших тогда получили по 300 рублей компенсации, а Лариса — 75 рублей.
Сербская стюардесса Весна Вулович, за девять лет до этого выжила после крушения самолета на высоте более 10 тыс. метров. На борту находились еще 27 пассажиров. Все они погибли.
В момент взрыва Вулович потеряла сознание и не помнила, что потом происходило. Девушка получила множественные травмы. В частности, основания черепа, трех позвонков, обеих ног и таза. Она восстанавливалась 16 месяцев, десять из них была обездвижена. В 2016 году Весна умерла в Белграде в своей квартире в возрасте 66 лет.
Обстоятельства крушения самолета установлены не были. Власти Югославии рассматривали версию о теракте, устроенном хорватскими радикальными националистами.