Posted 24 декабря, 02:58
Published 24 декабря, 02:58
Modified 24 декабря, 05:31
Updated 24 декабря, 05:31
Юлия Литвиненко
Слухи о вероятной блокировке WhatsApp* в России начали циркулировать довольно давно. В июле, как писали «НИ», жители Дагестана и ряда регионов на юге России уже ощутили замедление работы мессенджера. Тогда же член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин признал, что такие технологические меры, как замедление, уже применяются к WhatsApp*.
«Следующим шагом вполне может стать и блокировка», — отмечал он.
Впрочем, тогда власти обратили все свое внимание на видеохостинг YouTube. Однако вопрос о судьбе WhatsApp* недавно вновь всплыл — после блокировки Роскомнадзором Viber. Председатель Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко подчеркнул, что это был «предупредительный выстрел» для мессенджеров.
Опасения о возможной блокировке популярного мессенджера возросли после того, как Роскомнадзор на днях внес WhatsApp* в реестр организаторов распространения информации (ОРИ).
Включенные в этот список компании обязаны хранить данные пользователей, например, информацию об их действиях, переписку, фотографии, аудио- и видеозвонки. А по первому требованию ФСБ они должны предоставлять эти данные.
ОРИ могут признать любой сайт, на котором пользователи обмениваются сообщениями. В случае если ресурсы откажутся передавать запрошенную информацию, им грозит штраф или блокировка.
Масла в огонь подлили и ряд заявлений депутатов и сенаторов.
Например, зампредседателя совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин говорил, что если мессенджер не выполнит определенные требования и обязательства, то вероятность блокировки может увеличиться.
«Развитие ситуации с WhatsApp* в России в 2025 году будет зависеть от позиции руководства мессенджера по вопросу хранения информации о пользователях, переписках и предоставления ее по просьбе ФСБ», — сказал он.
Зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев также указал, что через мессенджер действуют экстремистские и террористические организации, при этом у WhatsApp* «нет никакого контакта с нашими правоохранительными органами». Поэтому, добавил он, «нужно что-то с этим делать».
О высокой вероятности блокировки мессенджера говорил и его коллега Андрей Свинцов, указавший, что «WhatsApp* и Viber уходят в прошлое, особенно на фоне популярности Telegram».
Впрочем, другие парламентарии поспешили успокоить россиян, заверив, что вопрос блокировки WhatsApp* не обсуждается и не находится в компетенции Госдумы, это работа Роскомнадзора.
По словам депутата Сергея Колунова, осенняя сессия завершилась и на последних пленарных заседаниях этот вопрос не поднимался.
Информацией о готовящейся блокировке WhatsApp* не располагает и руководитель думского комитета по информационной политике Сергей Боярский.
Депутат ГД Антон Горелкин и вовсе считает, что мессенджер может отделаться несколькими штрафами.
«Лично я, учитывая популярность WhatsApp* в России, не верю в его скорую блокировку», — написал он в своем телеграм-канале, отметив, что включение мессенджера в реестр ОРИ никак не связано с риском ограничения доступа к нему.
По мнению парламентария, объективно заблокировать WhatsApp* можно было без «каких-то ухищрений», а по тем же основаниям, что и другие продукты Meta**.
«Если мессенджер откажется выполнять требования закона, то получит не блокировку, а еще несколько штрафов», — добавил Горелкин, выразив надежду на то, что сервис обмена сообщениями может пойти на определенный диалог с РКН, чтобы остаться на российском рынке.
Ранее руководитель департамента по работе с клиентами Mediascope Ирина Суанова сообщила, что мессенджером WhatsApp* ежемесячно пользуются почти 80% россиян, тогда как Telegram охватывает 72% населения.
На определенный диссонас в заявлениях обратила внимание глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.
«Я не фанат WhatsApp*. Стараюсь меньше им пользоваться. Но это все уже какой-то абсурд. Если не планируется никаких действий, то зачем делать столь безответственные заявления?» — написала она.
Вместе с тем Мизулина признала, что пользуется мессенджером постоянно и большинство людей ей пишет именно туда.
«Альтернативы пока не вижу. Не поддерживаю в любом случае мнение о необходимости ограничения WhatsApp*», — заявила глава ЛБИ.
А вот генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков полагает, что блокировка мессенджера практически неминуема.
По мнению Кускова, мессенджер передавать запрашиваемые российскими властями данные не будет, так как он принадлежит Meta**, и его может ждать та же судьба, что и другие соцсети корпорации, то есть его в конечном итоге заблокируют.
Однако эксперт считает, что замедлять WhatsApp*, как, например, YouTube, нет смысла, поскольку там другой тип контента.
«Если доступ к видео сложно блокировать, то текстовые сообщения — нет. Если они решат отключить WhatsApp* в России, то сделают это быстро», — полагает Кусков.
При этом сама корпорация, в отличие от Apple и Google, которые ранее «заземлились» в РФ, понесет минимальные убытки. Россияне, судя по всему, перейдут в другие мессенджеры — VK или Telegram, отметил эксперт.
Впрочем, считает IT-эксперт Павел Мясоедов, при блокировке WhatsApp* в РФ появится много других альтернатив. Он указал, что, если мессенджер действительно заблокируют, то многие пользователи просто перейдут в Telegram.
Мясоедов пояснил, что, поскольку сейчас граждане еще могут им пользоваться, большинству предпринимателей просто нет смысла делать свои мессенджеры коммерческими.
А вот если рынок получит сигнал о блокировке WhatsApp*, то многие начнут пытаться продвигать свои мессенджеры.
«Наверняка очень быстро мы услышим о новых альтернативах, которые готовы конкурировать на этом рынке», — полагает Мясоедов.
* — принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской, ее работа запрещена на территории России.
** — Meta, организация признана в России экстремистской и запрещена.