Мария Соколова
Уже с 1 января 2025 года начнут действовать новые ставки утильсбора на легковые автомобили. «НИ» недавно подсчитали: плата за самые популярные машины с двигателями объемом 1-2 л вырастет сразу на 111 тыс. рублей и достигнет 667,4 тыс. рублей.
Не хотите просто так отдавать государству свои кровные деньги? Тогда стоит поспешить в автосалон, пока еще в наличии есть автомобили, привезенные и растаможенные по старому утильсбору.
Наблюдения показывают, что осенью 2024 года после октябрьского увеличения утильсбора ценники в большую сторону переписывало большинство китайских брендов. Но они повышали цены постепенно и зачастую на меньшие суммы, чем повышение утильсбора.
Сдерживать подорожание позволяли большие складские запасы автомобилей, сделанные до роста утиля. С января по ноябрь 2024 года в Россию ввезли китайские автомобили на 13,8 млрд долларов — это на 28,6% больше, чем за аналогичный период 2023-го.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов считает, что созданных запасов хватит для того, чтобы дилеры китайских машин вели ценовые войны (то есть не сильно повышали цены) до середины 2025 года.
Что ж, мнение довольно оптимистичное. Есть несколько факторов, которые указывают на то, что дилеры начнут обновлять ценники намного раньше.
Во-первых, на рост поставок наложился рост продаж. За это время в стране своих владельцев нашли почти 1,45 млн новых машин, что на 54,1% больше, чем в прошлом году. Из них около 1 млн — это новые «китайцы».
Во-вторых, импортеры уже не спешат создавать новые запасы авто до новогоднего повышения утильсбора. Объем поставок сокращается вот уже два месяца подряд. Если в сентябре «китайцев» завезли на 1,8 млрд долларов, то в ноябре — только на 1,43 млрд долларов.
Дилеры предпочитают проявлять осторожность и не строить больших планов на будущее. Экспертные оценки указывают на то, что в следующем году продажи сильно просядут — вплоть до 20%. Так зачем предпринимателям связываться с лишним товаром? Хранение техники — удовольствие тоже не из дешевых, а лишние расходы никому не нужны.
В-третьих, в РФ подходит к концу гонка за вывод на рынок новых, никому не известных моделей. 2024 год стал уникальным: на рынок вывели более 100 новых моделей официальными и не очень путями.
Как отмечает заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев, далеко не все из них обрели рыночный успех.
— В текущем году более 90 марок имели рыночные доли менее 0,1%.
Процесс отказа дилеров от низколиквидных марок уже пошел: в третьем квартале 2024 года число дилерских центров бренда Kaiyi сократилось на девять штук, бренда Livan — на пять. Такая же участь постигла и марку Skywell — в Санкт-Петербурге ее представителей уже не осталось вовсе.
По мнению коммерческого директора сети дилерских центров «Прагматика» Александра Шапринского, некоторые марки и вовсе могут покинуть Россию в 2025 году.
— Что касается вероятности ухода некоторых китайских марок с нашего рынка, главная причина ухода — низкая доходность дилера. В некоторых брендах может происходить развал дилерской сети. Думаю, с высокой долей вероятности это бренды Livan, Kaiyi, SWM, Foton. Дилеры перестали инвестировать в эти бренды.
И в 2025 году уже не стоит ждать такого наплыва новых моделей — уверен Виктор Пушкарев.
— Выход новых марок на российский авторынок в 2025 году будет продолжаться, но уже не так интенсивно, как в последние два года. А вот чтобы оценивать потенциал продаж моделей, надо различать процессы выхода их на рынок: либо это происходит под уже известной, имеющей российский опыт маркой, либо это новая модель под малоизвестной или вообще неизвестной маркой. В первом случае потенциал есть, во втором — вряд ли.
Это означает, что конкуренция на рынке снижается и на дилеров популярных и известных брендов — таких как Haval, Chery и Geely — больше не будут оказывать давление продавцы редких машин, готовые давать скидки, лишь бы избавиться от остатка автомобилей.
Покупка нового автомобиля одного из исчезающих брендов по хорошей цене на фоне царящего безумного подорожания выглядит привлекательно. Но стоит задуматься, как потом обслуживать машину без сервисной поддержки и как затем ее продавать. Если марка просто уходит из России — это еще полбеды. В 2024 году производитель футуристичных автомобилей HiPhi вовсе обанкротился и закрылся.
К тому же китайский автопром не всегда движется в верном направлении. Спешка в выводе новых моделей на рынок приводит к снижению надежности. По данным China Vehicle Dependability Study (VDS), число жалоб на неисправности китайских машин в 2024 году выросло до 190 случаев на 100 автомобилей — это на 9,3 случая больше, чем в 2023-м. В основном прирост произошел за счет дефектов проектирования. Количество таких жалоб увеличилось на 9,1 случая, до 84.
В 2025 году покупатели новых автомобилей столкнутся с патовой ситуацией: китайские машины стремительно дорожают и имеют неопределенные перспективы, а АвтоВАЗ в следующем году порадует разве что двумя новыми моделями: Lada Niva Sport (классическая «Нива», выпускаемая с 1977 года, с мотором мощностью 122 л. с.) и Lada Iskra, которая в тольяттинской «табели о рангах» расположится между «Грантой» и «Вестой». А иных вариантов, если не хочется брать кота в мешке на вторичном рынке, и не остается.