Юлия Литвиненко
На днях в России произошла очередная экологическая катастрофа: 15 декабря в районе Керченского пролива потерпели крушение два танкера — «Волгонефть 212» с 13 членами экипажа и «Волгонефть 239» с 14 моряками на борту.
Как пояснили в Росморречфлоте, ЧП произошло из-за шторма в Черном море. Согласно данным экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тыс. т мазута, из которых, по предварительным оценкам, в море попало около 3,7 тыс. т.
Тем временем, как писали «НИ», пятно мазута, образовавшееся после инцидента в Керченском проливе, достигло берегов Анапы. Экологи уже бьют тревогу: ЧП с двумя танкерами может стать одной из крупнейших экологических катастроф в Черном море, а процесс очистки — занять несколько десятилетий.
Между тем подобные ЧП происходят в РФ с пугающей частотой.
Так, количество выявленных в стране в прошлом году случаев экстремально высокого загрязнения рек, озер и других пресноводных водных объектов выросло на 62% по сравнению с предыдущим годом, пишут «Ведомости».
Всего же за год было зафиксировано более 2760 экологических инцидентов, что на 12% больше, чем в 2022-м. Такие данные привела аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, основываясь на оперативной информации Росгидромета.
«НИ» собрали пятерку самых заметных экологических катастроф в стране последних пяти лет.
В октябре 2019 года в районе поселка Щетинкино в Красноярском крае на реке Сейба прорвало дамбу на золотодобывающем прииске. Хлынувшие потоки воды практически смыли два рабочих общежития временного типа, где могли находиться до 80 человек.
Жертвами ЧП стали 17 человек, около 30 пострадали.
Сообщалось, что волна селевого потока в результате прорыва дамбы достигала высоты порядка четырех метров. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Среди версий произошедшего назывались резкий и мощный сход воды с гор (в итоге дамба не выдержала давления), а также несанкционированное возведение гидротехнического сооружения. Местные власти говорили о «немыслимых нарушениях» при создании незарегистрированной дамбы.
Приоритетной версией стали нарушения при проведении золотодобывающих работ.
21 октября в Красноярском крае было объявлено днем траура. Во всех городах и районах были приспущены флаги.
Чрезвычайная ситуация федерального масштаба произошла 29 мая 2020 года при разгерметизации бака с дизельным топливом на ТЭЦ-3 в Кайеркане (район Норильска).
Из резервуара на территории ТЭЦ-3 вылилось около 21 тыс. т дизеля. Согласно информации Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в реку Далдыкан (правый приток Амбарной, впадающей в крупное озеро Пясино). Нефтепродукты в итоге оказались во всех притоках этих рек. Спустя несколько дней после происшествия Росприроднадзор сообщил, что предельно допустимая концентрация вредных веществ в воде реки Амбарной превысила норму в десятки тысяч раз.
По словам экологов, ЧП стало первой аварией такого крупного масштаба в заполярной Арктике. В Минприроды говорили, что восстановление экосистемы в районе разлива займет не менее десяти лет.
10 марта 2021 года Норильско-Таймырская энергетическая компания (НТЭК, входит в группу «Норильский никель»), которой принадлежит теплоэлектростанция, по решению суда выплатила 146,2 млрд рублей, компенсировав нанесенный экологии вред.
Спустя несколько месяцев МЧС заявило о ликвидации разлива топлива, а в январе 2022-го СМИ сообщили о завершении работ по восстановлению почв.
Масштабная экологическая катастрофа под Норильском возродила обсуждение перспектив введения в России обязательного экологического страхования.
Эта катастрофа произошла осенью 2020 года в результате загрязнения воды изначально неустановленными ядовитыми веществами. Так, на побережьях Халактырского пляжа, в Большой и Малой Лагерных бухтах и в бухте Бабья, а также на дне океана находили трупы морских животных.
На ситуацию обратили внимание местные серферы, а вот власти долго не реагировали на происходящее.
Более того, загрязнение привело и к появлению симптомов отравления у людей. Так, серферы жаловались на першение в горле и опухоли вокруг глаз после пребывания в воде. По их словам, «океан изменился не только на цвет, но и на вкус». В больнице, куда обратились спортсмены, им диагностировали ожоги слизистой оболочки.
Согласно оценкам биологов, основанных на свидетельствах очевидцев, загрязнение охватило более 350 км тихоокеанского побережья, а также часть охотского побережья Камчатки.
Тогда высказывались самые разные версии причин катастрофы — как техногенные, так и природные. Впоследствии СКР возбудил уголовное дело.
Росприроднадзор, со своей стороны, проанализировал пять тысяч проб, в некоторых из которых было обнаружено превышение допустимой концентрации различных ядовитых веществ техногенного происхождения. Впрочем, утверждали эксперты, ни одно из них не могло привести к катастрофе такого масштаба. В Российской академии наук высказали версию, согласно которой массовая гибель животных произошла в результате «красного прилива» — размножения динофитовых водорослей (динофлагеллятов), выделявших в воду большое количество ядовитых веществ.
При этом, несмотря на то что катастрофа, как считается, носит природный характер и связана с постепенным изменением климатических процессов, не исключено ее повторение в будущем.
В мае 2021 года на Ошском месторождении (Ненецкий автономный округ — НАО) произошел разлив нефтепродуктов. Жидкость попала в почву и реку Колва на территории НАО и Республики Коми.
Как сообщалось, общий объем нефтесодержащей жидкости составил около 100 т. В Росприроднадзоре заявили, что площадь загрязненных земель в связи с разливом нефти составила около 1,3 га. В ведомстве уточнили, что во время аварии в воду попало около 13,6 т нефти, а 44 т — в почву. Ущерб реке Колве превысил 374 млн рублей. «Лукойл-Коми» добровольно выплатила эту сумму. Еще в 130 млн рублей компании обошлась компенсация ущерба почвам.
Экологи тогда говорили, что, с одной стороны, разлив на одной реке, возможно, не представляется очень большим, однако он важен для местных жителей и крайне суров для всех обитателей реки.
В том же году в августе в Черное море под Новороссийском случился выброс нефти. Это произошло при погрузке танкера Minerva Symphony через выносное причальное устройство с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Площадь загрязнения, по оценкам КТК, составила 200 кв. м, но эксперты Института космических исследований РАН, изучив фото со спутника, заявили, что площадь нефтеразлива гораздо больше — 85 кв. км.
По факту нефтеразлива было возбуждено уголовное дело о загрязнении морской среды. При этом Росприроднадзор информировал о том, что содержание нефтепродуктов не превышает предельно допустимых концентраций.
Ученые Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, однако, считали, что консорциум намеренно скрыл реальные показатели, чтобы избежать наказания. Впрочем, добавили там, ситуация не представляла угрозу для экосистемы побережья и здоровья отдыхающих.
Некоторые экологи, напротив, утверждали, что в результате разлива нефти в Черном море загрязненными оказались примерно семь километров побережья между Абрау-Дюрсо и Утришским заповедником, касаясь «очень ценных участков побережья „Абрау-Дюрсо“».
В результате в апреле 2022 года по требованию Росприроднадзора суд обязал компанию выплатить в качестве компенсации за ущерб окружающей среде 5,3 млрд рублей.