Posted 18 декабря 2024, 23:19

Published 18 декабря 2024, 23:19

Modified 19 декабря 2024, 06:40

Updated 19 декабря 2024, 06:40

Чаще всего россияне пользуются железнодорожным транспортом летом и в начале осени. В эти же периоды пассажиры отправляются в самые дальние поездки, указывает Росстат

Статистика показывает рост числа происшествий на железной дороге в РФ

18 декабря 2024, 23:19
Фото: Изображение Midjourney. Чаще всего россияне пользуются железнодорожным транспортом летом и в начале осени. В эти же периоды пассажиры отправляются в самые дальние поездки, указывает Росстат
Поезд традиционно считается одним из самых безопасных видов транспорта. Но происходящие все чаще аварии заставляют задуматься о реальной безопасности таких поездок. Что говорит статистика, каковы главные причины ЧП на железной дороге и что делать при крушении поезда — в материале «НИ».

Юлия Литвиненко

Железные дороги являются ведущим видом транспорта в России, а поезд традиционно считается одним из самых безопасных.

Согласно данным Росстата, в 2023-м по железным дорогам проехало более 1,2 млрд пассажиров. И это больше, чем годом ранее (+5,4%).

Однако в последнее время все чаще появляются сообщения о железнодорожных ЧП. Насколько безопасны сегодня поездки на поезде?

Справка: какой вид транспорта самый опасный?

Эксперты страховой компании «Согласие», проанализировав статистику компании и Национального союза страховщиков ответственности за 2023 год, пришли к выводу, что самый опасный вид транспорта в РФ — автобусный общественный транспорт (69,9%). На втором месте по числу аварий с общественным транспортом оказался железнодорожный (16,9%), на третьем — троллейбусный (6,9%).

Так, например, согласно сведениям все того же Росстата, в 2023 году число происшествий с ж/д транспортом составило 12, погибших, по официальным данным, двое. При этом в предыдущие годы эти показатели были ниже.

В 2024-м статистика аварийности на железнодорожном транспорте также показала рост. За период с января по апрель число происшествий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) выросло вдвое — до четырех.

Впрочем, вне статистики остались произошедшие с того времени новые крупные аварии, в результате которых были погибшие и множество пострадавших.

  • Особую категорию составляют ДТП на железнодорожных переездах. Так, за первые полгода 2024 года произошло 96 аварий на переездах. В этом случае подавляющее большинство ДТП (90%) случилось по вине водителей автомобилей, выезжавших на переезд при запрещающем сигнале.

МЧС РФ:

«Железнодорожный транспорт относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций».

Главные причины аварий и катастроф на железной дороге

Между тем ранее в Иркутском государственном университете путей сообщения проанализировали данные о крупнейших железнодорожных катастрофах в мире и выяснили, что среди них лидирует именно столкновение поездов.

  • Исследователи провели системный анализ статистических данных по 66 наиболее крупным в мире катастрофам и авариям на железнодорожном транспорте за период с 2002 по 2021 год.

Согласно выводам ученых, чаще всего случаются именно столкновения поездов (31,82% от общего количества ж/д происшествий).

Также к катастрофам приводят:

  • 30,3% — сход состава с железнодорожных рельсов;
  • 9,1% — столкновения поезда и автотранспортного средства на железнодорожном переезде;
  • 7,6% — человеческий фактор;
  • 7,6% — превышение допустимой скорости поезда, в основном при повороте железнодорожной колеи;
  • 4,6% — отказ технических устройств локомотива;
  • 4,6% — чрезвычайные ситуации природного характера;
  • 3,0% — возникновение пожара;
  • 1,5% — террористический акт.

МЧС РФ приводит несколько иную классификацию причин аварий и катастроф на железной дороге. В ведомстве указывают, что такие ЧП чаще всего происходят из-за:

  • неисправности железнодорожного пути;
  • неисправности вагонов и локомотива;
  • неисправности средств сигнализации;
  • ошибок диспетчеров и работников железной дороги;
  • невнимательности и халатности машинистов;
  • схода вагонов с рельсов, столкновений, наездов на препятствия на переездах;
  • пожаров и взрывов непосредственно в вагонах.

Железнодорожные происшествия с пострадавшими и погибшими в России в 2024 году

В марте 2024 года в Амурской области 20 вагонов поезда сошли с рельсов в результате столкновения с автомобилем. Состав в момент ЧП был пуст, однако водитель машины был госпитализирован с серьезными травмами.

В июне 2024 года произошла железнодорожная авария в Коми. Тогда сошли с рельсов девять вагонов пассажирского поезда № 511. В РЖД заявили, что предварительной причиной происшествия стал подмыв полотна в результате обильных осадков. Некоторые пассажиры вылетали из вагонов через разбитые окна и падали в воду. Во время крушения поезда пострадали около 70 человек. При этом тяжелые травмы получили десять человек. Трое погибли.

В июле 2024 года в Белгородской области столкнулись два поезда. Как сообщалось, электропоезд со скоростью 100 км/ч влетел в другой состав. В результате погиб один человек. Телеграм-каналы писали, что во время выезда одного поезда из тупика сработала ошибка. Специалисты стали разбираться с неисправностью, однако, судя по всему, не закрепили состав тормозными башмаками. В результате он скатился по уклону и на скорости около 100 км/ч врезался в другой поезд. В кабине находились два сотрудника локомотивной бригады. С травмами их доставили в больницу Старого Оскола, где позже один из них скончался.

В том же месяце в Волгоградской области столкнулись пассажирский поезд, следовавший из Казани в Адлер, и КамАЗ. Согласно сведениям РЖД, пострадали 140 человек. В больницы были доставлены более 50.

В октябре 2024 года в Челябинске столкнулись грузовые поезда. В результате инцидента пострадал один из работников локомотивных бригад.

На днях, 16 декабря, в Альметьевском районе Татарстана столкнулись поезд и грузовик. В ДТП пострадал водитель фуры.

При этом самой страшной среди всех железнодорожных катастроф и аварий, произошедших в нашей стране, была Ашинская.

Она случилась в ночь на 4 июня 1989 года на участке Транссибирской магистрали в Иглинском районе Башкирии, неподалеку от города Аша.

В момент встречного движения двух пассажирских поездов — № 211 Новосибирск — Адлер и № 212 Адлер — Новосибирск — произошел взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».

Тогда катастрофа унесла жизни 575 человек, более 600 пострадали. Среди них жители из 45 регионов РСФСР и восьми союзных республик. В память о погибших 5 июня в СССР был объявлен днем траура.

Памятка. Что делать пассажирам при крушении поезда

Специалисты МЧС рассказали, как следует себя вести, если поезд попал в аварию.

  • В момент ЧП ни в коем случае нельзя выпрыгивать из поезда до его полной остановки.
  • При экстренном торможении лучше всего схватиться за поручни или выступающие детали полок. Также следует упереться ногами в стол или противоположное сидение либо лечь на пол. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, защитите голову руками, советуют эксперты.
  • В случае крушения нужно упасть на пол, схватившись за ножку откидного столика. Голову лучше спрятать под столиком. Так вы убережете себя от падения вещей с верхних полок. Лечь необходимо лицом на пол, закрыв шею руками.
  • Эксперты указывают, что пассажиров, места которых расположены против движения поезда, в момент аварии, как правило, резко отбрасывает на спинку сиденья, поэтому они просто не успевают сгруппироваться на полу. В этом случае лучше остаться на своем месте, согнуться и прикрыть шею и голову руками.
  • Если вы находитесь на боковой полке, то на ней лучше всего расположиться так, чтобы ноги лежали в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой. Это позволит избежать травм шейных позвонков.
  • Если вы находитесь в проходе вагона, нужно лечь на пол по направлению движения поезда. Голову и шею также необходимо закрыть руками, а ноги — согнуть в коленях.
  • Как только поезд остановился, следует поскорее покинуть вагон. Если дверь купе заклинило, разбейте окно с помощью подручных средств. Выбираясь из вагона, удостоверьтесь, что по соседним рельсам не идет другой поезд.
  • Оказавшись на земле, передвигайтесь маленькими шажками. В МЧС пояснили, что при аварии может быть поврежден токонесущий провод, поэтому в радиусе 30 метров вокруг источника тока может образоваться «шаговое напряжение» (непроизвольные судорожные сокращения мышц). Покинуть эту область необходимо либо гусиным шагом (они должны быть короче 60–70 см), либо прыжками.
  • Отойдите от поезда на безопасное расстояние. Если произойдет разлив топлива, то возможен пожар и даже взрыв.
Подпишитесь