Posted 18 декабря, 23:19
Published 18 декабря, 23:19
Modified 19 декабря, 02:42
Updated 19 декабря, 02:42
Юлия Литвиненко
Железные дороги являются ведущим видом транспорта в России, а поезд традиционно считается одним из самых безопасных видов транспорта.
Согласно данным Росстата, в 2023 году по железным дорогам проехало более 1,2 млрд пассажиров. И это больше, чем годом ранее (+ 5,4%).
Однако в последнее время все чаще появляются сообщения о железнодорожных ЧП. Насколько безопасны сегодня поездки на поезде?
Справка: какой вид транспорта самый опасный?
Эксперты страховой компании «Согласие», проанализировав статистику компании и Национального союза страховщиков ответственности за 2023 год, пришли к выводу, что самый опасный вид транспорта в России — автобусный общественный транспорт (69,9%). На втором месте по числу аварий с общественным транспортом оказался железнодорожный (16,9%), на третьем — троллейбусный (6,9%).
Так, например, согласно сведениям все того же Росстата, в 2023 году число происшествий с ж/д транспортом составило 12, погибших, по официальным данным, двое. При этом в предыдущие годы эти показатели были ниже.
В этом году статистика аварийности на железнодорожном транспорте также показала рост. За период с январь по апрель 2024 года число происшествий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) выросло вдвое — до четырех.
Впрочем, вне статистики остались произошедшие с того времени новые, крупные аварии, в результате которых были погибшие и множество пострадавших.
МЧС РФ:
«Железнодорожный транспорт относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций».
Между тем ранее в Иркутском государственном университете путей сообщения проанализировали данные о крупнейших железнодорожных катастрофах в мире и выяснили, что среди них лидирует именно столкновение поездов.
Согласно выводам ученых, чаще всего случаются именно столкновения поездов (31,82% от общего количества ж/д происшествий).
Также к катастрофам приводят:
МЧС РФ приводит несколько иную классификацию причин аварий и катастроф на железной дороге. В ведомстве указывают, что такие ЧП чаще всего происходят из-за:
В марте 2024 года в Амурской области 20 вагонов поезда сошли с рельсов в результате столкновения с автомобилем. Состав в момент ЧП был пуст, однако водитель машины был госпитализирован с серьезными травмами.
В июне 2024 года произошла железнодорожная авария в Коми. Тогда сошли с рельсов девять вагонов пассажирского поезда №511. В РЖД заявили, что предварительной причиной происшествия стал подмыв полотна в результате обильных осадков. Некоторые пассажиры вылетали из вагонов через разбитые окна и падали в воду. Во время крушения поезда пострадали около 70 человек. При этом тяжелые травмы получили десять человек. Три человека погибли.
В июле 2024 года в Белгородской области столкнулись два поезда. Как сообщалось, электропоезд со скоростью 100 км/ч влетел в другой состав. В результате погиб один человек. Телеграм-каналы писали, что во время выезда одного поезда из тупика сработала ошибка. Специалисты стали разбираться с неисправностью, однако, судя по всему, не закрепили состав тормозными башмаками. В результате поезд скатился по уклону и на скорости около 100 км/ч врезался в другой поезд. В кабине находились два сотрудника локомотивной бригады. С травмами их доставили в больницу Старого Оскола, где позже один из них скончался.
В том же месяце в Волгоградской области столкнулись пассажирский поезд, следовавший из Казани в Адлер, и КАМАЗ. Согласно сведениям РЖД, в результате происшествия пострадали 140 человек. В больницы были доставлены более 50 человек.
В октябре 2024 года в Челябинске столкнулись грузовые поезда. В результате инцидента пострадал один из работников локомотивных бригад.
На днях, 16 декабря, в Альметьевском районе Татарстана столкнулись поезд и грузовик. В ДТП пострадал водитель фуры.
При этом самой страшной среди всех железнодорожных катастроф и аварий, произошедших в нашей стране, была Ашинская.
Она произошла в ночь с 3 на 4 июня 1989 года на участке Транссибирской магистрали в Иглинском районе Башкирии, неподалеку от города Аши.
В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 Новосибирск — Адлер и № 212 Адлер — Новосибирск произошел взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».
Тогда катастрофа унесла жизни 575 человек, более 600 пострадали. В катастрофе пострадали жители из 45 регионов РСФСР и восьми союзных республик. В память о погибших 5 июня на территории СССР объявили днем траура.
Специалисты МЧС рассказали, как следует себя вести, если поезд попал в аварию.