Posted 13 декабря, 02:54

Published 13 декабря, 02:54

Modified 13 декабря, 05:31

Updated 13 декабря, 05:31

Новый законопроект, как утверждается, будет способствовать «достижению цели по психологической безопасности граждан от негативного воздействия видеоигр»

В России хотят идентифицировать всех геймеров. Ждать ли блокировок игровых сервисов?

13 декабря 2024, 02:54
Фото: Изображение Midjourney. Новый законопроект, как утверждается, будет способствовать «достижению цели по психологической безопасности граждан от негативного воздействия видеоигр»
Новый законопроект о регулировании индустрии видеоигр в РФ вызвал огромный резонанс среди всех участников игрового рынка. Появились опасения, что иностранные площадки (например, Steam или GOG) могут проигнорировать требования закона, что в итоге может послужить предлогом для их блокировки.

Юлия Литвиненко

В Госдуму внесен законопроект о регулировании индустрии видеоигр в России. Упоминание о подобном проекте вызвало огромный резонанс: кто-то говорил, что документ может помочь отечественным сервисам, кто-то утверждал, что власти хотят в очередной раз расширить свою зону контроля.

Так, в СМИ появился тревожный тезис — в стране могут заблокировать популярный игровой сервис Steam.

Справка. Steam — это онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ, разработанный и поддерживаемый компанией Valve. Он выполняет роль средства технической защиты авторских прав, платформы для многопользовательских игр и потокового вещания, а также социальной сети для игроков.

Что говорится в законопроекте

Согласно пояснительной записке к инициативе, законопроект будет способствовать «достижению цели по психологической безопасности граждан от негативного воздействия видеоигр».

Документ устанавливает требования как к организаторам сервиса видеоигр, так и к распространителям. От них, в частности, потребуется информирование геймеров об особенностях содержания видеоигр.

Проект включает 13 статей. В них идет речь о запрещенной информации, присвоении играм категории, введении маркировки, идентификации пользователей, экспертизе игр и поддержке российской индустрии гейминга.

Содержание проекта можно условно разделить на три части:

  • определение мер поддержки разработчиков игр;
  • установление требования к распространению видеоигр в России;
  • осуществление контроля за распространением игр с целью пресечь нарушение законодательства.

Так, например, геймерам, находящимся на территории РФ, не может быть доступна запрещенная информация. Кроме того, распространитель игр должен будет самостоятельно присваивать каждой игре различные категории (наличие в ней нецензурной брани, физического или психологического насилия, элементов, которые могут вызвать «страх, ужас или панику», сцен с действиями сексуального характера, употреблением алкоголя и курением сигарет, употреблением наркотиков и пр.).

Все это должно быть промаркировано, чтобы пользователь знал заранее о присутствии подобного контента.

Также распространителей игр хотят обязать проводить идентификацию российских геймеров при их авторизации. Для этого предполагаются три опции:

  • мобильный номер;
  • «Госуслуги»;
  • Единая биометрическая система (ЕСИА).

Авторами законопроекта стали: члены думского комитета по информполитике Антон Горелкин и Антон Немкин, первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, а также сенаторы Артем Шейкин, Лилия Гумерова и Наталья Кувшинова.

Почему заговорили о блокировке Steam?

Так, по мнению источника «Коммерсанта», в случае принятия законопроекта в текущей редакции иностранные цифровые дистрибьюторы (те же Steam или GOG) не будут соответствовать требованиям. Вряд ли эти сервисы станут исполнять требование закона, что, в свою очередь, может послужить предлогом для их блокировки, считает собеседник издания.

Директор Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников отметил, что в RuStore, VK Play, на российских платформах для регистрации и так используются телефонные номера.

«На зарубежных платформах люди подключают двухфакторную идентификацию для безопасности. Но чаще всего используют просто емейл, несколько аккаунтов игровых, и непонятно совершенно, как это будет реализовываться в отношении иностранных платформ, которые сейчас не имеют технической возможности. Они не захотят исполнять в этой части российское законодательство. Многие заявляли — руководство общественных организаций, просто большие комьюнити — о том, что видеоигры, купленные россиянами на других платформах в других странах, являются имуществом. Конечно, не хотелось бы, чтобы государство собственными руками лишало своих же граждан этого имущества за пределами Российской Федерации на других сайтах и платформах», — заявил он.

Овчинников добавил, что отечественные разработчики и так маркируют свои игры добровольно, поэтому введение дополнительных мер избыточно.

Разработчик видеоигр и геймер Михаил Романцов в беседе с BFM указал, что Steam обязуется исполнять законодательство РФ по контракту.

«Если Steam не будет слушаться законодательства, заблокируют. Steam пока что им следует, блокирует разные ссылки, страницы <…> Возможно, они и это сделают», — отметил он.

Основатель сети «F5 Центр киберспорта» Дмитрий Лукин заявил, что не верит в вероятность полной блокировки Steam.

«Блокировка Steam вряд ли будет, во-первых, популярным решением <…> но, возможно, [власти] пойдут по пути казино: заблокируют просто любые платежи в адрес Steam. Опять же, я также не верю, что Steam будет соблюдать какие-то правила игры», — отметил он, добавив, что ситуация в итоге может быть такой же, как и с запрещенными в России соцсетями.

Авторы: в законопроекте нет запрета иностранных игровых сервисов

Так, один из авторов законопроекта Антон Горелкин на фоне предположений о блокировке сервиса Steam заявил, что никакого запрета иностранных игровых сервисов законопроект не содержит.

«Правда, накануне какую-то из промежуточных версий документа кто-то внес в редакцию газеты „Коммерсант“, что вылилось в череду громких заголовков вроде „Депутаты хотят запретить Steam“», — прокомментировал он.

По словам парламентария, в проекте закона также нет и невыполнимых требований.

«Мы хотим, чтобы распространители игр дали их разработчикам возможность предупреждать пользователей об особенностях игрового контента (сцены жестокости, насилия, употребления алкоголя и наркотиков и т. д.). Эксперимент по маркировке, который сейчас проводят некоторые участники российского видеоигрового рынка, полностью соответствует этой парадигме. И, кстати, уже сейчас ничего не мешает разработчикам ставить соответствующие пиктограммы в описание своих продуктов на Steam и GOG», — добавил он.

Что касается опасений, что зарубежные платформы откажутся интегрироваться с «Госуслугами», то, указал Горелкин, законопроект дает распространителям игр три разных варианта верификации пользователей. Впрочем, добавил он, авторы готовы обсуждать его с отраслевыми организациями.

«Будем считать, что внесение этого законопроекта станет приглашением к дискуссии», — отметил депутат.

В октябре этого года в России стартовал эксперимент по добровольной маркировке видеоигр на основе сюжета. В магазинах приложений и карточках игровых проектов появятся семь критериев маркировки сюжета: «жестокость», «страх», «секс», «сквернословие», «алкоголь и курение» и другие.

Ожидается, что эксперимент продлится полгода. После этого маркировку могут скорректировать в соответствии с пожеланиями или критикой от игроков, создателей игр и дистрибьюторов.

Подпишитесь