Posted 13 декабря, 06:37
Published 13 декабря, 06:37
Modified 13 декабря, 06:59
Updated 13 декабря, 06:59
Андрей Берец
Депутаты приняли сразу несколько мер, направленных на ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения. Новые правила начнут действовать с 1 января 2025 года.
Первым делом взялись за лихачей, которые нарушают скоростной режим.
Теперь за превышение скорости на величину:
Тем, кто решил «прорваться» на запрещающий сигнал светофора надо будет отдать 1,5 тыс. рублей взамен прежней 1 тыс. рублей.
В аналогичной пропорции вырастут штрафные санкции за езду без ремня.
Кроме того, увеличится штраф за повторную езду без ОСАГО. Сейчас за управление автомобилем без полиса об обязательном автостраховании автомобилист заплатит 800 рублей. Отныне за повторную езду без полиса водителя оштрафуют на сумму 3-5 тыс. рублей.
За езду в пьяном виде, передачу управления автомобилем пьяному и отказ от медицинского освидетельствования придется платить уже не 30 тыс., а 45 тыс. рублей.
Также в 1,5 раза вырастет сумма наказания за движение по полосе общественного транспорта. Сейчас она составляет 1,5 тыс. рублей, а будет 2,25 тыс. В Москве и Санкт-Петербурге за такое нарушение приходится отдавать 3 тыс. рублей. С 1 января сумма увеличится до 4,5 тыс. рублей.
Движение по встречке на односторонней улице теперь будет караться 7,5 тыс. рублей против 5 тыс. рублей сейчас.
Больше всего размер штрафа увеличится для водителей грузовиков за проезд под запрещающий знак. Сейчас за проезд грузовика там, где это нельзя делать на соответствующих автомобилях, взимается плата всего в 500 рублей. По новым правилам отдать придется в десять раз больше — 5 тыс. рублей.
Повысится оплата и в Москве, где за такие нарушения и так берут 5 тыс. рублей. Теперь надо будет раскошелиться на 7,5 тыс. рублей. За повторное нарушение оштрафуют уже на 10 тыс. рублей.
Депутат Госдумы Виктория Абрамченко объяснила резкое повышение тем, что мера должна носить профилактический характер. Отныне «срезать» маршрут через город водителям большегрузов станет невыгодно. По ее мнению, решение положительно скажется на комфорте и безопасности городского движения.
«Уверена, такая мера мотивирует водителей соблюдать правила дорожного движения. Я активно участвовала в обсуждениях, получая предложения от граждан и депутатов региональных парламентов. Чтобы изменить ситуацию на городских магистралях к лучшему, нужны радикальные меры», — написала депутат в своем тг-канале.
Еще одна важная деталь заключается в том, что теперь снижается скидка за оперативную оплату штрафов. Сейчас при оплате за 20 дней проштрафившийся автолюбитель может сэкономить 50% суммы. Отныне удастся сберечь лишь 25%.
Эксперты отмечают, что введение послаблений изначально способствовало тому, что водители стали охотнее и оперативнее платить. Снижение скидки, по их мнению, может привести к сокращению собираемости штрафов. Другие специалисты возражают — все равно возможность сохранить хотя бы часть денег останется важным стимулом. А цифровизация дорожного движения и наличие огромного количества камер не даст собираемости резко упасть до старых низких уровней.
Кроме того, критикуют тот факт, что при повышении штрафов не учитывалась степень опасности правонарушений. Отмечают также, что тех, кто позволяет себе ездить за рулем пьяным или лихачить на дорогих на мощных автомобилях, внесенные коррективы не остановят.
Эксперты также сравнили новую российскую шкалу штрафов с мировыми образцами. Отмечается, что даже после повышения денежные наказания будут примерно на мировом уровне.
Существуют и интересные исключения. Например, в Финляндии сумма штрафа зависит от размера зарплаты автомобилиста. А в Саудовской Аравии могут не только оштрафовать, но и посадить на три дня в тюрьму за нарушение ПДД.
Повышение штрафных санкций может происходить в связи с предложением Минфина перераспределить поступления в бюджет от штрафов. Сейчас регионы получают 100% от суммы. Предлагается оставить субъектам 75% средств, а остальные 25% направить в федеральный бюджет. Таким образом, за счет рост тарифов региональная казна продолжит получать те же суммы, что и раньше, а федеральные доходы по этой статье увеличатся.
Некоторые специалисты при этом критикуют скорость принятия новой шкалы штрафов. Они обращают внимание, что региональные власти не были в достаточной степени вовлечены в обсуждение новых мер.