Posted 12 декабря, 12:58

Published 12 декабря, 12:58

Modified 12 декабря, 13:00

Updated 12 декабря, 13:00

Безопасность на зимней дороге: чек-лист автомобилиста

Особенности эксплуатации автомобиля зимой: советы автоэкспертов

12 декабря 2024, 12:58
Фото: Александр Рощин/ТАСС. Безопасность на зимней дороге: чек-лист автомобилиста
Сюжет
Зима
Автоэксперты объяснили, какие правила должен соблюдать автомобилист зимой, чтобы избежать внезапных поломок и аварийных ситуаций на дорогах, и как правильно содержать машину в мороз.

Александр Куманев

Метеорологическая зима пришла в Россию на неделю раньше календарной. В Москве, Московской области и других регионах страны появились сугробы, а местами побиты исторические максимумы высоты снежного покрова.

Согласно статистике, от 10-20% автовладельцев оставляют машину в гараже или на парковке до наступления тепла. Самая очевидная причина — опасность зимних дорог, что ежегодно подтверждает «день жестянщика», который наблюдается во многих регионах с первыми несильными морозами из-за образовавшейся гололедицы.

Среди причин поставить машину в гараж на всю зиму редакция Quto отмечает расходы на зимнюю резину и шиномонтаж, увеличение времени поездки и подготовки к ней, повышенный расход топлива, повреждение кузова и узлов автомобиля из-за реагентов.

Как правильно законсервировать автомобиль для длительной стоянки, в том числе зимой, рассказал автоинструктор Сергей Моряхин.

Несмотря на все сложности зимней эксплуатации автомобиля, далеко не все водители готовы и могут отказаться от поездок до весны. Для многих машина — не роскошь, а средство передвижения, необходимое для работы, решения семейных вопросов, путешествий за город. При условии правильной подготовки и обслуживания машины способны справляться с зимними вызовами, обеспечивая комфорт и безопасность движения.

Что же нужно сделать, чтобы уверенно чувствовать себя за рулем после прихода холодов? Разберемся, как подготовить автомобиль к зиме, что нужно держать в нем и какие советы дают автоэксперты для безопасной езды по зимним дорогам.

Особенности зимнего вождения

Зимой поведение автомобиля меняется в худшую сторону, поскольку даже самые дорогие зимние шины не могут гарантировать сцепления из-за неоднородного состояния дорожного полотна. Увеличивается тормозной путь, появляются пробуксовки, а проходить повороты становится сложнее.

«В конце концов, может сказаться даже фактор шин. Например, вы купили новые зимние покрышки, а они по своим качествам отличаются от предыдущих. Не лучше или хуже, а просто другие! И машина ведет себя не так, как привыкли. Я советую с наступлением морозов и с первым снегом найти безопасную, доступную площадку и попрактиковаться в вождении — прочувствовать, как автомобиль ускоряется, тормозит, поворачивает. Это очень поможет в дальнейших поездках», — советует автоэксперт Андрей Ломанов в беседе с КП.

Автомобилисты нередко забывают о необходимости адаптироваться к зиме. Ключевым моментом безопасности во время поездок, помимо своевременной замены шин на зимние, автоэксперты назвали изменение манеры вождения с отказом от агрессивных маневров на дороге. Даже шипованная резина и электронные системы помощи не всегда спасают от аварий.

Рекомендации по зимнему вождению дал начальник отдела безопасности дорожного движения ГК «Автодор» Виктор Левандовский.

Видео: Автодор. Зимний стиль вождения: как избежать ДТП

Во время поездки придется следить не только за своим автомобилем, но и за другими участниками дорожного движения. Ломанов отмечает, что правило «вокруг меня дураки» зимой будет особенно полезно, ведь неопытные водители часто забывают об особенностях дороги. Важно соблюдать дистанцию, ведь из-за увеличения тормозного пути и ограниченной видимости на дорогах время на реакцию и избежание столкновения значительно сокращается.

Об основах зимнего вождения напомнил автоинструктор Сергей Маркитесов.

Некачественная уборка улиц или дворов коммунальщиками может привести к появлению всевозможных неровностей или колеи, которые могут легко скинуть авто на припаркованный транспорт. К тому же свежий снег скрывает ямы, неровности, может замаскировать открытые канализационные люки, которые водитель увидит только перед самым наездом.

Виктор Левандовский объяснил, что делать, если автомобиль заносит на дороге.

Видео: Автодор. Что делать, если машину занесло: рекомендации для передне-, задне- и полноприводных автомобилей

Чек-лист готовности автомобиля и его владельца к зиме

Готовность к наступлению холодов и неблагоприятным метеорологическим явлениям состоит из множества пунктов. О подготовке автомобиля к зиме рассказал челябинский автоэксперт Александр Самко, а его рекомендации будут полезны автовладельцам и после наступления холодов.

Что нужно проверить, чтобы чувствовать себя готовым к любым ситуациям?

Собрать свой «зимний набор»

Автовладельцам следует расширить инвентарь для борьбы с сюрпризами погоды. Чем лучше подготовка, тем проще будет справиться с неблагоприятными природными явлениями.

Какие инструменты пригодятся в багажнике?

  1. Лопата со складной ручкой или походная лопатка. Помогут расчистить дорогу, убрать снег и расколоть лед под колесами или «брюхом» автомобиля. Застрять можно даже во дворе, но для выезда за пределы города это обязательный атрибут.
  2. Скребок и щетка для снега. Помогут убрать сугроб с автомобиля после очередного снегопада и очистить лобовое стекло.
  3. Канистра незамерзайки. Если летом в бачке стеклоомывателя была вода, то ее нужно слить и заменить.
  4. Перчатки, теплая одежда и одеяло. Пригодятся при «освобождении» машины из снежного плена, а также помогут согреться, если автомобиль застрял в дороге. Не лишним будет запас питьевой воды и еды длительного хранения.
  5. Фонарик и запасные батарейки к нему. Зимой рано темнеет, поэтому источник света жизненно необходим, в том числе при поиске помощи.
  6. Пусковые провода («прикуриватель»). Расход энергии аккумулятора зимой увеличивается, что связано с дополнительными функциями, в том числе подогревом сидений или салона. Отрицательные температуры также снижают емкость аккумулятора, поэтому он может разрядиться в самый неподходящий момент.
  7. Буксировочный трос. Пригодится, если машина застрянет в снегу или забуксует на льду.

Достаточно легко представить ситуацию, когда автомобиль забуксовал и не может выбраться из снежной каши. Расчистка снега под колесами не всегда решает проблему, а сцепления с дорогой может не хватить. На этот случай в багажник кладут мешок песка, гравия или кошачьего наполнителя, которые подсыпают под колеса, чтобы обеспечить сцепление и тронуться с места. В качестве прослойки между снегом/льдом можно использовать и резиновые автомобильные коврики, что может выручить в экстренных ситуациях.

Забота о техническом состоянии автомобиля зимой

Зима — суровое испытание для любого автомобиля. Чтобы избежать неприятностей в дороге и обеспечить безопасность себе и пассажирам, необходимо уделить особое внимание техническому состоянию машины.

Электропитание — основа жизни. Зимой нагрузка на АКБ значительно возрастает, поэтому перед холодами обязательно проверьте состояние. Если аккумулятор старый или слабый, лучше заменить его заранее. В качестве альтернативы проводам для «прикуривания» можно рассмотреть компактное пускозарядное устройство. Оно поможет завести двигатель даже при полностью разряженном аккумуляторе. Не забывайте и про генератор — он должен обеспечивать достаточную зарядку аккумулятора.

Сердце автомобиля — двигатель. Система охлаждения играет ключевую роль в работе двигателя, особенно зимой. Проверьте уровень антифриза и герметичность системы. Современные инжекторные двигатели не требуют длительного прогрева, но в сильные морозы рекомендуется прогреть его несколько минут перед началом движения, чтобы масло разошлось по системе.

Для дизельных двигателей важно использовать зимнее дизельное топливо и специальные антигелевые присадки. Также в регионах с экстремально низкими температурами рекомендуется заменить масло на зимнее с более низкой вязкостью. Автоэксперты также советуют заменить свечи зажигания, если давно их не меняли.

Трансмиссия и тормоза. Плавное вождение — залог долговечности трансмиссии, особенно если у вас вариатор. Избегайте резких ускорений, пробуксовок и рывков. Проверьте также работу сцепления — если замечаете пробуксовку или затруднения при переключении передач, обратитесь в сервис.

Не менее важна и исправность тормозной системы. Перед зимой проверьте состояние тормозных колодок, дисков и тормозной жидкости. Не забывайте и о состоянии шин — изношенный протектор значительно ухудшает сцепление с дорогой, что особенно опасно зимой.

Не лишним будет заехать в сервисный центр и пройти комплексную диагностику, чтобы устранить мелкие неисправности и поломки.

Какое давление должно быть в шинах зимой

Давление — важный показатель, который влияет на управляемость автомобиля на дороге, что является ключевым элементом безопасности движения. От него также зависят долговечность покрышек и расход топлива, поэтому при соблюдении оптимальных параметров зимняя резина прослужит дольше. Характеристики автомобилей могут существенно отличаться, поэтому значения для компактной легковушки будут неприемлемы для тяжелого внедорожника.

Производители резины указывают предельное давление, которое крайне небезопасно превышать. В такой ситуации лучше ориентироваться на указания автопроизводителя. Для большинства моделей показатель находится в пределах от 2,0 до 2,8 атм или от 29 до 41 psi, что может зависеть от нагрузки и размера колес.

Чтобы не копаться в документах и не искать необходимую информацию на сайте автопроизводителя, посмотрите на наклейку, расположенную на стойке водительской двери. Она же продублирована на крышке лючка бензобака, отмечает портал «За рулем». Некоторые производители размещают ее на внутренней стороне багажника или внутренней крышке бардачка.

Обратите внимание, что вместо килограммов здесь могут быть указаны фунты. У некоторых моделей оптимальное давление между осями может отличаться.

В чем заключается главная проблема? Температура воздуха на улице может существенно меняться в течение суток, а в конце зимы начинает пригревать солнце, хотя на улице стоит сильный мороз. Движение также вызывает трение, что приводит к нагреву. Воздух, как и любой газ, расширяется при нагреве и сжимается при охлаждении. Каждые десять градусов приведут к падению или увеличению давления на 0,05-0,1 бара (1 атм ≈ 1,01 бара).

Проверять давление в шинах рекомендуется хотя бы раз в неделю, а также при резких изменениях температуры в любую сторону. Замеры производятся на холодной резине: необходимо, чтобы автомобиль постоял хотя бы пару часов, а лучше — 4-5 часов.

Защита кузова и комфорт в зимний период

Российская зима — это не только мороз и снег, но и реагенты, которые активно используются для борьбы с гололедом. Они хоть и делают дороги безопаснее, однако оказывают разрушительное воздействие на кузов автомобиля. Поэтому зимой важно уделить особое внимание защите кузова от коррозии.

Уход за уплотнителями. Резиновые уплотнители дверей и багажника страдают от мороза, реагентов, перепада температуры, влаги, переходящей из жидкости в лед, и наоборот. Они могут пересыхать, трескаться и прилипать к металлу. Чтобы избежать этого, регулярно обрабатывайте их специальной силиконовой смазкой для зимы, которые выпускают в виде пасты, аэрозоля или гелей. Это сохранит эластичность резины и предотвратит промерзание дверей.

Комфорт в салоне. Чистые стекла — залог хорошей видимости, что особенно важно зимой, когда темнеет рано. Используйте качественную незамерзайку и регулярно очищайте стекла от снега и льда. Антидождевое покрытие поможет улучшить видимость в дождь и снег, а также облегчит очистку стекол от наледи. Для внутренней обработки стекол пригодятся противотуманные средства, что предотвратит накопление конденсата и улучшит видимость. Не забывайте про салонный фильтр — его замена обеспечит чистый воздух в салоне и эффективную работу печки.

Перед выходом из машины лучше охладить и проветрить салон, чтобы предотвратить образование конденсата. Если вы паркуете машину на улице, заберите с собой ценные вещи и документы, чтобы не привлекать внимание злоумышленников.

Парковка. По возможности избегайте частых перепадов температур. С этим связана опасность теплых гаражей. С одной стороны, они защищают машину от сильных морозов и осадков, но с другой — создают резкий перепад температуры при выезде, что приводит к образованию конденсата и развитию коррозии.

Напомним: вода — единственная жидкость, объем которой увеличивается в твердом состоянии, что может привести к повреждениям и расширениям мельчайших трещин. Важно найти баланс между защитой от коррозии и сохранением работоспособности агрегатов.

Защита от коррозии. Регулярная мойка — первый шаг к защите кузова от реагентов. Старайтесь мыть машину хотя бы раз в неделю, а после поездок по особенно грязным дорогам — как можно скорее. Обработайте кузов защитным составом или воском — это создаст дополнительный барьер против агрессивной химии.

Не забывайте про скрытые полости — их также рекомендуется обрабатывать антикоррозийными средствами. Если на кузове есть сколы и царапины, постарайтесь устранить их как можно скорее, чтобы предотвратить распространение коррозии. Даже небольшое повреждение лакокрасочного покрытия может стать очагом ржавчины.

Подготовка к дальней дороге зимой

Отправляясь в дальнюю дорогу зимой, помните, что российские условия могут быть непредсказуемыми. Заснеженные трассы, метели и бураны, гололед, резкие перепады температур и плохая видимость — все это создает повышенную опасность для водителей. Тщательная подготовка — ключ к безопасному и комфортному путешествию.

Прежде всего убедитесь в безупречном техническом состоянии вашего автомобиля. Пройдите полное ТО в сервисе, обратив особое внимание на тормозную систему, систему охлаждения и электрооборудование. Не забудьте проверить и при необходимости заменить все технические жидкости, включая масло в двигателе, тормозную жидкость, антифриз и масло в коробке передач.

Сбор необходимого снаряжения — еще один важный этап подготовки. Помимо стандартного набора, куда также входят аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель, рекомендуется взять с собой следующие предметы: небольшой топорик, спички и зажигалку, заряженный power-банк. Для повышения проходимости пригодятся цепи противоскольжения и траки.

Перед выездом заправьте полный бак, возьмите с собой запас топлива в канистре. Убедитесь, что мобильный телефон полностью заряжен, а в навигаторе загружены актуальные карты. Скачайте также офлайн-карты на смартфон, чтобы не зависеть от интернет-соединения. Не забудьте сообщить близким о своем маршруте и планируемом времени прибытия.

Перед выездом обязательно проверьте прогноз погоды и будьте готовы к возможным изменениям погодных условий. В случае неблагоприятного прогноза лучше отложить поездку.

Что делать, если застрял на трассе зимой: советы от эксперта по выживанию Эда Халилова.

  1. Не паниковать, взять себя в руки и сосредоточиться.
  2. Переодеться и переобуться в теплую одежду и обувь, накинуть плед, если они есть в багажнике. Они не должны сдавливать, иначе это приведет к нарушению кровообращения.
  3. Использовать бумагу в качестве теплоизолятора. Ее можно подложить под куртку и обувь.
  4. Утеплить салон бумагой, закрыв щели и окна, а еще лучше — несколькими слоями. Чтобы снизить вентиляцию, можно набросать снег до уровня дверных порогов снаружи.
  5. Воздержаться от использования открытого огня в салоне — он выжигает кислород.
  6. Пить горячие напитки. Оптимальным решением будет горячая вода или чай. Алкоголь в таких ситуациях опасен.
  7. Больше двигаться, чтобы избежать онемения конечностей и пальцев, растирать тело. Контролировать дыхание.

Если автомобиль заглох или безнадежно застрял, то первым делом нужно вызвать спасателей. В МЧС России советуют защитить машину от ветра и периодически счищать с нее снег, чтобы поисковой группе было проще обнаружить машину. До прихода помощи спать категорически не рекомендуется. Если же решили дойти до ближайшего населенного пункта, то идти нужно строго по дороге и не срезать путь через поля или посадки.

Зима — это испытание не только для водителей, но и для автомобилей. Тщательная подготовка и внимание к деталям помогут преодолеть все зимние трудности, сохранить авто в отличном состоянии и избежать экстренных ситуаций.

Подпишитесь