Posted 12 декабря, 06:56

Published 12 декабря, 06:56

Modified 12 декабря, 06:58

Updated 12 декабря, 06:58

БАС: меры поддержки эксплуатанта как условие развития отрасли

БАС: меры поддержки эксплуатанта как условие развития отрасли

12 декабря 2024, 06:56
Фото: Пресс-служба НТИ.
Самая большая проблема рынка беспилотной авиации состоит в отсутствии заказов на услуги БАС.

Сегодня все меры поддержки новой отрасли беспилотных авиационных систем в основном направлены на производителя. Поэтому в данном сегменте достигнут большой прогресс, и многие предприятия работают на уровне мировых ведущих производителей — достаточно быстро научились проектировать и делать качественные дроны, наиболее удачные разработки уже производятся серийно.

«Нацпроект в первую очередь направлен на развитие производственной базы, технологий. И это работает. Но мы видим, что внимание стоит переориентировать на рынок услуг как источник спроса», — считают в Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

По информации Росавиации, в настоящее время в России работают 74 компании-эксплуатанта. Единственная мера поддержки, которая была предложена им в этом году, — это субсидирование летного часа. Однако механизм реализации данной льготы требует доработки и распространения на большинство сценариев применения.

По мнению гендиректора ООО «БАС» Алексея Варятченко, сегодня очень важна поддержка эксплуатантов, чтобы они предлагали услуги, где цена отражала бы эффективность использования дронов на фоне традиционных способов работы.

«Самое главное то, что мы сейчас активно делаем, ГТЛК, как базовый заказчик дронов, и мы, как эксплуатант беспилотников, — стараемся продемонстрировать сценарии применения. При этом они могут быть переработаны очень быстро отраслевым специалистом в конкретную для себя услугу», — поясняет эксперт.

ООО «БАС» уже разработал и протестировал 20 наиболее востребованных сценариев, в следующем году добавится еще не менее 20, а к 2030-му их число достигнет 200. Дроны хорошо себя зарекомендовали в сельском и лесном хозяйствах, на стройке.

В ГТЛК отметили, что одним из социально значимых сценариев являются поисковые операции по спасению людей. Благодаря применению беспилотников уменьшается время на поиски и увеличиваются шансы на спасение жизни.

Дроны также используются для доставки малогабаритных грузов. По данным ГТЛК, снижение затрат на такую доставку составляет более чем в два раза, а времени — более чем в шесть раз. Использование БВС для мониторинга несанкционированных свалок позволяет осуществлять регулярный контроль территорий полигонов, направленный на предотвращение любой угрозы окружающей среде, указывает ГТЛК.

«Самая большая проблема рынка беспилотной авиации состоит в отсутствии заказов. Мы, как эксплуатанты, начинаем предлагать на основе стоимости дрона услугу. Но рынок с применением этих дронов не очень развит», — уверен Варятченко.

Профессиональное сообщество отрасли БАС считает, что страна в самом начале пути выведения на рынок новых услуг и меры поддержки эксплуатантов надо расширять. В связи с этим, по мнению Алексея Варятченко, необходимо переформатировать государственный гражданский заказ с упором на услуги, которые должны стать определяющим фактором и в производственном сегменте БАС. Обязательно следует сохранять и развивать такую меру поддержки, как льготный лизинг. Для отработки и расчета цены на услуги, приемлемой и для заказчика, и для эксплуатанта, требуется время, в течение которого российских эксплуатантов нужно поддерживать.

Подпишитесь