Мария Соколова
В прошлый раз утильсбор на новые машины повышали совсем недавно: с 1 октября 2024 года. Тогда же была объявлена дальнейшая ежегодная индексация утиля, расписанная до 2030-го.
Теплилась надежда, что власти до следующего повышения утильсбора выждут хотя бы год и поднимут тарифы в октябре 2025-го, это помогло бы сгладить ценовой шок на рынке.
Но нет: следующие повышение утильсбора проведут уже 1 января 2025 года! Дилеры еще не успели адаптироваться к новым октябрьским ставкам и выровнять цены, как уже грядет новое повышение.
Теперь ставки, которые действовали до 1 октября 2024 года, выглядят особенно желанными, ведь с 1 января 2025-го повышение будет еще более существенным.
Ставка утильсбора на машины с двигателями объемом 1–2 л (а это почти весь отечественный авторынок) до осеннего повышения составляла 300 600 рублей. Осенью сбор повысили до 556 200 рублей, а с 1 января 2025 года утилизационный сбор составит 667 400. Итого всего лишь за несколько месяцев утильсбор вырос в 2,2 раза, а автопроизводителям и импортерам (а значит, и покупателям) придется платить лишние 366 800 рублей.
Утилизационный сбор на машины с двигателем от 2 до 3 л — еще больше! До повышений за них в бюджет платили 844 800 рублей, с 1 октября 2024-го — 1 562 800 рублей, а со следующего года надо будет платить 1 875 400. Два последних повышения привели к дополнительным расходам на 1 030 600 рублей.
В России сейчас официально продаются три модели, которых касаются дополнительные расходы на миллион рублей. Это китайские внедорожники Haval H9 с дизельным мотором 2,4 л, а также Tank 500 и Tank 700 с трехлитровыми бензиновыми турбомоторами.
Большинство импортеров машин по параллельному импорту уже адаптировались к изменениям и теперь ввозят автомобили только под заказ, оформляя их сразу на конечного покупателя.
В первую очередь это касается корейских кроссоверов и минивэнов, которые часто идут с дизельными двигателями объемом 2,2 л (Kia Sorento, Hyundai SantaFe, Kia Carnival). Это дает существенную экономию. При оформлении машины на физическое лицо для личного пользования (это означает невозможность продать ее в течение одного года) утильсбор составляет 3400–5200 рублей.
В этом правиле есть одно исключение. Дилеры Toyota предпочитают продавать даже привезенные из Китая и ОАЭ машины из имеющихся в наличии. А значит, под новые ставки попадают внедорожники Land Cruiser 250 (ранее известна в РФ как Prado), Land Cruiser 300 и пикап HiLux.
Полная таблица повышения утильсбора на автомобили с 1 января 2025 года приведена в инфографике.
В ноябре 2024-го в сторону повышения ценники переписало большинство популярных китайских брендов. Самое большое подорожание зафиксировано у седана Geely Preface в базовой комплектации: прибавка составила 303 200 рублей. Скидки же увеличивают в первую очередь отстающие марки, такие как Hongqi, Evolute и другие. В среднем, по данным «Авто.ру Оценка», новые автомобили в ноябре подорожали на 25 000 рублей.
Такие перемены уже сказались на продажах. В ноябре 2024 года реализация новых машин упала сразу на 29% по сравнению с октябрем — до 121 884 автомобилей. В итоге РФ по объемам авторынка в Европе скатилась сразу со второго места на пятое.
Примечательно, что вице-премьер Денис Мантуров, курирующий промышленный блок, причину роста цен видит исключительно в инфляции и не обращает внимания на повышение утильсбора, которого могут избежать только АвтоВАЗ и УАЗ, у них нет проблем с необходимым уровнем локализации.
Однако ожидание очередного повышения утильсбора творит чудеса. Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин ожидает роста продаж в декабре 2024-го на 5–10%, а директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич — и вовсе на 20%.
А все из-за того, что люди спешат купить машины до очередной волны повышения цен. Да, сейчас автомобили дорогие, но будет-то еще дороже.
Неизбежный рост цен приведет к дальнейшему спаду продаж — уверен заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев.
— По базовому сценарию это может составить до 10%, то есть примерно 1,42-1,43 млн автомобилей, а по пессимистичному спад может достичь 20%, то есть уровня около 1,25-1,26 млн машин. По оптимистичному сценарию вероятно сохранение уровня, близкого к результату 2024 года.
Если тенденции, заложенные в ноябре 2024 года, продолжатся, то единственным вариантом приобретения машины по более или менее вменяемым ценам будет выбор малоизвестных и непопулярных марок. Их дилеры просто вынуждены давать скидки, чтобы хоть что-то продать на рынке, где уже определились лидеры: Haval, Chery и Geely.
Но в этом случае стоит задаться вопросом, что будет в будущем с обслуживанием редких машин и получится ли их выгодно продать на вторичном рынке. Китайские автопроизводители славятся тем, что у них порой просто отсутствуют каталоги запчастей на постоянно меняющиеся модели.