Андрей Берец
Директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин в интервью журнала «Разведчик» подчеркнул, что РФ владеет инициативой на всех участках фронта и сейчас близка к выполнению задач спецоперации. Представитель Кремля Дмитрий Песков же отметил, что военная операция будет продолжаться до победного конца. Однако целей можно достигнуть как в результате СВО, так и переговоров, подчеркнул он.
В ночь на 24 февраля 2022 года президент России Владимир Путин в обращении к гражданам страны заявил, что принял решение о начале специальной военной операции. Главной ее целью он объявил защиту людей, живущих в Донбассе.
«Ее цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации», — сказал российский лидер.
Днем 24 февраля, когда российские войска уже оперировали на территории Украины, журналисты обратились к Пескову, чтобы тот расшифровал загадочные слова «денацификация» и «демилитаризация», которые раньше скорее были знакомы по школьным учебникам и ассоциировались с Потсдамской конференций, состоявшейся незадолго до завершения Второй мировой войны.
Под «демилитаризацией» же подразумевалась нейтрализация военного потенциала страны.
В базовые цели СВО, названные Путиным в обращении о начале спецоперации, периодически вносятся корректировки. В июне 2023-го глава российского государства заявил, что задачи остаются фундаментальными, но могут претерпевать изменения в зависимости от ситуации.
Представитель Кремля не растерялся и объяснил, что «в идеале нужно освободить Украину, зачистить ее от нацистов, от пронацистски настроенных людей и идеологии». Относятся ли к таким людям представители верховной власти соседней страны, спикер ответить не смог.
Позднее в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону Путин объяснил собственное видение процесса денацификации. По словам российского лидера, это «запрещение всяческих неонацистских движений».
Более детальным объяснением того, чего намерена добиться Россия, в начале спецоперации могли служить параметры стамбульских соглашений. Обе стороны согласовали условия, а значит, Москву устраивали содержащиеся в них параметры. В марте 2024-го американское издание The Wall Street Joural впервые опубликовало полный текст документа, который был согласован в Стамбуле.
Соглашения включали:
Глава российской делегации на переговорах Владимир Мединский тогда заявлял, что Москва не против вступления Киева в ЕС.
Как пишет издание, некоторые из этих параметров не были согласованы. Например, Москва и Киев расходились в вопросе численности ВСУ. Российская сторона настаивала на 85 тыс. военнослужащих, украинская — на 250 тыс. Сохранялись также разночтения по вооружению. Кроме того, украинцы не были согласны на повышение статуса русского языка.
О статусе территорий Донбасса в проекте ничего не говорилось, утверждает СМИ. Это должно было стать предметом прямых переговоров президентов РФ и Украины Владимира Путина и Владимира Зеленского.
Но после проведения референдумов в Донбассе, а также в Херсонской и Запорожской областях осенью 2022-го регионы были внесены в состав РФ по Конституции.
В середине июня, выступая на встрече с руководством МИД, Путин назвал параметры, необходимые для мира на Украине. По словам российского лидера, как только Киев начнет их выполнять, Москва немедленно отдаст приказ о прекращении огня.
Вот что включают в себя требования:
В случае если предложения не будут услышаны, российский лидер пригрозил, что новые требования будут жестче. Однако на саммите ОДКБ в Казахстане в ноябре Путин констатировал, что готов к переговорам на ранее названных условиях. Хотя с тех пор российские войска значительно продвинулись в Донбассе. Да и ряд внешних параметров для Украины ухудшился.
Если процесс денацификации измерить трудно, то вот оценить итоги демилитаризации, кажется, можно более наглядно. Вскоре после начала боевых действий страны Запада стали поставлять на Украину оружие. Объем и номенклатура этих поставок постоянно увеличивались. Теперь в распоряжении ВСУ есть и западные танки различных образцов, и истребители F-16, и РСЗО Himars, и дальнобойные ракеты ATACMS и Storm Shadow.
В июне 2023 года, правда, Путин отметил, что все оружие для ВСУ привезено из-за границы, а ОПК страны вскоре существовать перестанет. Осенью 2024-го на Украине заявили, что совместно с НАТО стали производить снаряды калибра 155 мм.
При этом, согласно данным Минобороны России и независимым источникам, значительная часть уже поставленного оружия уничтожена. Кроме того, в стране существует проблема с восполнением рядов ВСУ. Вашингтон уже рекомендовал Киеву снизить мобилизационный возраст с нынешних 25 до 18 лет. Соответствующее решение еще не принято. Успехи российской армии в последние месяцы, вероятно, указывают на снижение боевого потенциала украинских вооруженных сил.
ВС РФ сейчас полностью владеют военной инициативой и ведут наступление сразу на нескольких направлениях. С начала 2024 года российская армия взяла под контроль более 2,7 тыс. кв. км. Это почти в шесть раз больше, чем годом ранее. В 2023-м под контроль ВС РФ перешло лишь 465 кв. км. Положение украинской армии осложняется тем, что российские войска продвигаются к ключевым логистическим узлам ВСУ на востоке Донбасса.