Posted 2 декабря, 10:15
Published 2 декабря, 10:15
Modified 2 декабря, 10:18
Updated 2 декабря, 10:18
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Для энергетического рынка Восточной Европы американские санкции против Газпромбанка, через который идут расчеты за российский газ, оказались шоком. Под новые ограничения попали и дружественная Турция, и пока дружественная Молдавия с Приднестровьем, и совсем недружественные европейские страны, которые согласились в 2022 году покупать голубое топливо за рубли.
Указ российского президента, утвердивший оплату через единственный банк, не оставил им другой возможности. Поставки уже два года оплачиваются не напрямую «Газпрому». Евро за газ покупатели платят в Газпромбанк, а он переводит уже рубли на счета «народного достояния».
Другого пути у европейских государств нет. Поэтому ЕС и Великобритания хотя и ввели санкции против Газпромбанка, но оставили ему возможность проводить платежи по энергетическим сделкам. Новые ограничения со стороны США схему «разрешено, хотя и запрещено» сломали. Теперь все ждут 20 декабря.
— Это стандартная процедура, когда США вводят какие-то санкции, а потом вводят исключения под них. Сейчас все ждут, примут ли американцы эти исключения, позволяющие оплачивать через Газпромбанк поставки газа, или нет. Дадут или нет, тут большой вопрос. До 20 декабря все операции следует завершить, — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Похоже, что европейские покупатели российского газа и «Газпром» в который раз попали в геополитическую ловушку. С одной стороны, венгерские, словацкие и другие восточноевропейские лоббисты обивают пороги в Вашингтоне. С другой — на изменение схемы расчетов должна согласиться РФ.
Венгерский опыт показывает, что быстрого решения ни от американской, ни от российской стороны ждать не приходится.
Министр иностранных дел Венгрии побывал в Санкт-Петербурге, в штаб-квартире «Газпрома» не один раз этой осенью. Петер Сийярто встречался с Алексеем Миллером и пытался решить проблему украинского транзита. Что будет, когда 1 января 2025 года ямальский газ перестанет течь через Суджу в Европу? Как оказалось, молчание Киева по этому вопросу не единственное препятствие для голубого топлива.
— Тогда Сийярто договаривался о том, что если Украина перекроет транзит, чтобы весь газ Венгрия получала через «Турецкий поток». Но, может быть, они договорились о том, что будет альтернативная схема оплаты? Остальные европейцы тоже сейчас смотрят на Венгрию, может быть, они договорились и что-то скажут, — описывает статус-кво Игорь Юшков.
Похоже, что никакого решения венгры не увидели. Теперь у Восточной Европы не одна проблема, а сразу две — не только как получить газ после Нового года, но и как заплатить за него сейчас.
Не весь газ, который течет по двум маршрутам в Европу, предназначается для недружественных стран.
Из 15 млрд кубометров, которые «Газпром» качает по украинскому маршруту, 2 млрд предназначены для пока дружественной Молдавии. И хотя Кишинев отказывается платить свыше 700 млн долларов за уже поставленный газ, своего статуса он не потерял, поскольку голубое топливо поступает сначала в Приднестровье, которое Россия считает союзником.
3,5 млрд кубометров по «Турецкому потоку» также идут в дружественную Сербию.
— Через Украину проходят 15 млрд кубов, из них 2 млрд — молдавские поставки. Остаются 13 млрд по украинскому транзиту и 13 млрд кубов по «Турецкому потоку». 25 млрд кубов могут не прийти из России в Европу из-за этих санкций. По 2024 году я думаю, что средняя цена будет около 400 долларов за 1000 кубометров. Под угрозой 10 млрд долларов для «Газпрома», — полагает эксперт.
В отличие от СПГ, трубопроводный газ важен для доходной части российского бюджета. С сокращением поставок после начала СВО на 130 млрд кубометров денег от его продажи стало значительно меньше, но и сам бюджет давно перестал быть профицитным. Разрыв между доходами и расходами сохранится и на следующие три года, поэтому «каждая копейка дорога», говорит Игорь Юшков.
Сжиженный газ никакой роли в государственных финансах не играет. Налоговые льготы для производителей СПГ настолько велики, что можно смело утверждать: государство не получает ничего, а экспортная пошлина на СПГ и вовсе отсутствует в Налоговом кодексе. Напротив, НДПИ Минфин получает от «Газпрома» уже при добыче трубопроводного газа.
Последний раз, когда государство смогло заработать на «Газпроме», случилось в 2022 году. Цены на газ взлетели с началом СВО и ограничением поставок в Европу свыше 1000 долларов за 1000 кубометров. В истории «Газпрома» это был самый доходный год, за что пришлось заплатить дополнительный налог в размере 25 млрд рублей в месяц. Правда, после этого европейский рынок для компании закрылся, а налог остался, что и привело уже в 2023 году к рекордному чистому убытку. Но с 2025-го и то, и другое стало историей.
— От «Газпрома» требуют продолжать газификацию, социальную газификацию. Этого с него не снимали. Единственное, что с него сняли, — это дополнительные налоги, чтобы изъять сверхприбыль 2022 года, — напоминает о других обязательствах «народного достояния» эксперт ТЭК.
Помимо проигравших, в очередной геополитической партии есть и те, кто от новых ограничений только выиграет. Помимо американского СПГ, который продвигают в Европе и старая, и новая администрации США, новые санкции пойдут на пользу Турции.
Сейчас власти страны просят американцев ввести исключения на торговлю газом для Газпромбанка. Но вполне вероятен вариант, когда громкие призывы о помощи — это своего рода уловка.
Если европейцы не договорятся с США или РФ, то 10 млрд кубометров российского газа «Газпром» будет вынужден продавать не напрямую в Восточную Европу, а через посредников. И здесь в игру вступают турецкие трейдеры. Для них российские законы менять не нужно, потому что Турция, несмотря на все сложности и с банками, и с «Байрактарами», и с последними событиями в Сирии, продолжает оставаться дружественной страной.
Перед турецким бизнесом открываются широкие перспективы, описывает возможный сценарий Игорь Юшков:
— Может быть, турецким трейдерам и удобнее работать через Газпромбанк. Или они намекают «Газпрому» и хотят выбить из него дополнительную скидку. Аргумент может быть такой: «У нас была устойчивая схема, мы по ней работали, но теперь мы пострадали». Это все антураж для того, чтобы потом сказать: ну ладно, давайте перейдем на альтернативную схему. И это затронет не только поставки в Турцию, но и те объемы, которые они потом будут перепродавать дальше.
«Газпром» активно работает с любыми трейдерами, что показала, например, недавняя история с поставками газа в Австрию. После отказа австрийской OMV заплатить за поставленный газ «Газпром» прекратил подачу топлива в альпийскую республику, но не прокачку в Европу. Через два дня весь объем был продан через посредников в ту же Австрию.
«Турецкий поток» ждет та же самая схема. Газ для европейцев будет дороже, «Газпром» получит меньше, посредники обогатятся, политики соблюдут лицо. Ничего нового.