Posted 28 ноября, 18:16
Published 28 ноября, 18:16
Modified 2 декабря, 13:33
Updated 2 декабря, 13:33
Алина Шувалова
Специальная военная операция привела к рекордно низкому уровню безработицы в России. В прошлом месяце он составил всего 2,3 процента, Росстат насчитал всего 1,8 млн безработных в возрасте от 15 лет, большинство из них женщины.
Для бизнеса и экспертов сомнений в причинах дефицита рабочих рук нет. Давно не секрет, что российские мужчины из регионов, в основном рабочих профессий, активно подписывают контракты с Минобороны для участия в СВО. Причина — миллионные разовые выплаты и высокая заработная плата, которую в регионах практически невозможно заработать мирным трудом.
Места фронтовиков на производстве занимают приезжие из других государств, прежде всего стран Центральной Азии, но депутаты Госдумы считают, что властями исчерпаны не все внутренние трудовые резервы.
Как заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин, министерству труда не следует поощрять завоз в РФ трудовых мигрантов, которые отнимают рабочие места у квалифицированных специалистов-россиян.
«Вы министр. Мы вас назначали. Берите и предлагайте инструментарий. Мы были на заводе недавно. Дефицит огромный. Или вы опять скажете, что нам надо открыть двери для мигрантов?» — приводит издание «Газета.ру» заявление Володина, сделанное при обсуждении перечня наиболее востребованных в стране профессий, обладателям которых хотят разрешить получение вида на жительство (ВНЖ) в России в упрощенном порядке.
Володин выразил недовольство тем, что глава Минтруда «привлекает мигрантов на эти профессии».
«А что Котяков делает для того, чтобы это были фамилии наших граждан?» — возмутился он.
О реакции Минтруда на критику пока не сообщается. Вместе с тем ряд экспертов отмечают, что в условиях демографического кризиса многие производства в РФ вряд ли смогут обойтись без привлечения иностранной рабочей силы: трудовые резервы внутри страны весьма ограниченны.
Рекрутеры отмечают острейший дефицит не только высококвалифицированного персонала, но и представителей базовых рабочих специальностей: токарей, слесарей, грузчиков, разнорабочих, не требующих длительной профподготовки.
Особенно острая ситуация складывается в строительной сфере.
Как сообщила «НИ» рекрутер Галина Аверкиева, количество соискателей, удовлетворяющих критериям работодателей, в последнее время существенно сократилось.
«Два-три года назад вакансию отделочника мы могли закрыть за пару дней. Сейчас время поиска увеличилось в несколько раз. Доходит до того, что заказчики неделями не могут найти бригаду, чтобы закрыть базовую потребность в ремонте помещения после коммунальной аварии. Раньше на рынке был выбор бригад из Таджикистана и Узбекистана, но сейчас на фоне падения курса рубля и ужесточения миграционных правил многие представители этих стран уехали», — пояснила она.
Вместе с тем депутаты выступают за дальнейшее ужесточение миграционной политики в стране. Так, например, 27 ноября представители фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме инициировали внесение пакета поправок, усложняющих получение ВНЖ для мигрантов.
По планам авторов законодательной инициативы, те мигранты, которые приезжают в РФ в рамках организованного набора, не смогут натурализоваться в стране.
«Представляется целесообразным, чтобы в основные принципы и элементы системы организованного набора были включены следующие предложения… Неквалифицированные инокультурные иностранные работники, привлекаемые в рамках организованного набора, не должны иметь права на получение ВНЖ, а также гражданства Российской Федерации», — заявили авторы законопроекта.
Срок пребывания неквалифицированной зарубежной рабочей силы в стране депутаты хотят ограничить временем действия трудового договора. Как только контракт закончится, гастарбайтер будет обязан покинуть РФ, а контролировать его отъезд на родину придется работодателю.
Кроме того, депутаты предложили создать в России определенные территории, где постановку иностранцев на миграционный учет смогут ограничивать региональные власти.
«Действующий порядок не позволяет оперативно реагировать на изменения миграционной ситуации в конкретных субъектах, что порой приводит к ухудшению качества жизни местного населения и нарушению социальной стабильности», — пояснили авторы инициативы.
Из-за отсутствия ограничений в ряде регионов уже появились этнические анклавы, где социальная адаптация приезжих затруднена.
«Формирование таких анклавов зачастую сопровождается ухудшением криминогенной обстановки, повышенной нагрузкой на местные ресурсы и инфраструктуру, а также ростом социальной напряженности между мигрантами и коренным населением», — заявили в Госдуме.
Авторы законопроекта потребовали урегулировать проблему, чтобы снизить уровень социальной напряженности и облегчить жизнь коренного населения страны.
По данным МВД, на 1 сентября текущего года в РФ находилось 6 174 777 иностранных граждан. Это около 4,2% от общего населения страны.
Полиция отчиталась, что за минувший год в ходе 283,6 тысячи проверок было выявлено множество нарушений миграционного законодательства. На нарушителей составили 873,3 тысячи административных протоколов. Количество вскрытых нарушений за год увелчилось на 3,6%.
Растет и преступность среди мигрантов. За 2022 год приезжие в России совершили 40 150 преступлений. По статистике МВД, каждое 50-е преступление в стране совершает мигрант. Наибольшее количество противоправных деяний гастарбайтеров регистрируется в Москве (7680 случаев) и в Московской области (5520). В первом полугодии 2023-го число преступлений мигрантов выросло на 6,3%, до 22 тысяч.
Чтобы пресечь формирование мигрантских гетто, депутаты хотят подключить к работе по рассредоточению гастарбайтеров региональные власти.
Чиновники на местах при выдаче соответствующих разрешений будут учитывать множество факторов — таких, как экономические возможности местности, плотность населения, состояние инфраструктуры и другие.
«Например, регионы с перегруженными системами здравоохранения и образования смогут ввести временные ограничения или направлять миграционные потоки на менее загруженные территории», — пояснили депутаты.
Это, по мнению законодателей, должно облегчить процесс управления миграционными потоками и улучшить криминогенную обстановку в стране.
Как прокомментировал нововведение начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к. э. н. Олег Абелев, законопроект связан с тем, чтобы место проживания мигрантов было четко связано с местом его труда.
«Сейчас перемещение потоков трудовых мигрантов в пределах страны, которые имеют легальный характер, их довольно мало. Много мигрантов в поисках места работы перемещаются по стране нелегально без документов, показывающих их принадлежность к какому-то месту проживания, регистрации. Судя по всему, предполагается связать место проживания мигранта с местом работы, чтобы государство могло контролировать эти потоки», — пояснил эксперт.
Если инициативу одобрят, то ограничения регистрации мигрантов на отдельных территориях могут вступить в силу уже с января 2025 года.