Законопроект предлагает законодательно урегулировать упрощенную процедуру предоставления лицензий и разрешений, предусмотренную и реализовываемую в рамках эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, проводимого в период с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2024 г. на основании постановления Правительства РФ от 30.07.2021 г. № 1279.
В частности, проектом предусмотрено сокращение сроков предоставления государственных услуг и перечня предоставляемых заявителем документов. Кроме того, вводится автоматизация процессов подачи, приема и рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений и лицензий и предполагается переход на реестровую модель ведения учета разрешительных документов и результатов предоставления государственных услуг. Всего вносятся изменения в 57 федеральных законов и более чем в 170 нормативных правовых актов в сфере саморегулирования, строительства, государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции и др.
По словам Сергея Катырина, палата поддерживает концепцию законопроекта, поскольку вводимые им изменения в систему предоставления разрешений и лицензий позволят снизить существующие административные барьеры при осуществлении предпринимательской и профессиональной деятельности. По его мнению, существенную роль в повышении доступности востребованных государственных услуг станет играть исключение проектом из перечня требуемых при осуществлении разрешительных процедур документов, которые уже имеются в распоряжении государственных органов и могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.
«Это позволит сократить сроки получения соответствующих разрешений и улучшит дистанционное взаимодействие государственных органов, государственных учреждений, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц», — подчеркнул Сергей Катырин.
Закрепление в законопроекте перехода на реестровую модель ведения учета разрешительных документов и результатов предоставления государственных услуг, по мнению Катырина, также облегчит процедуру как получения разрешений, так и их выдачи.
Вместе с тем он отметил, что некоторые предусмотренные в законопроекте реестры, как, к примеру, реестры разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, в действие до настоящего времени не введены. Поэтому для полноценного функционирования предложенного проектом механизма разрешительной деятельности целесообразно в первую очередь создать и наладить работу реестров и лишь затем устанавливать обязательность требований о внесении в них необходимой информации. В этой связи ТПП РФ предлагает предусмотреть в законопроекте положения, определяющие дату начала применения норм о реестрах не ранее начала их работы.
Наша справка
Административная нагрузка на бизнес — это нагрузка, связанная с государственным контролем (надзором). Она возникает вследствие:
Также под административной нагрузкой понимают административные расходы, понесенные на административные действия, которые бизнес не стал бы совершать, если бы это не было требованием регулирования.