Мария Соколова
Надоело встречать Новый год в холоде — в снегу или, того хуже, в грязи во время оттепели, но лишнего полумиллиона рублей на поездку в Таиланд нет? Тогда Турция может стать хорошим вариантом.
Жары там не будет: в январе средняя температура днем +15 градусов. Купаться вряд ли кто-то решится, а вот для прогулок и экскурсий — самое то. Проще всего взять готовую путевку: туроператоры предлагают вдвоем слетать на встречу Нового года в Анталью на шесть ночей в отели 4–5* «все включено» примерно за 220–270 тыс. рублей. Дополнительно потратиться придется разве что на сувениры и экскурсии.
Но для многих россиян такие стандартные туры в Турцию — пройденный этап. Ничего нового не увидишь, а без пляжного отдыха и вовсе непонятно зачем. Стандартный отель, стандартный шведский стол, стандартные экскурсии на автобусах. Совсем другое дело — изучать Турцию самостоятельно на автомобиле.
В декабре из Сочи в турецкий Трабзон начнет курсировать паром. «НИ» выяснили, как лучше организовать автопутешествие по Турции и сколько денег для этого понадобится.
Проще всего, на первый взгляд, прилететь в Турцию на самолете и уже на месте взять машину в пункте проката. В крупных туристических центрах есть пункты, ориентированные на клиентов из РФ. Они предоставляют русскоязычную поддержку, а главное — их услуги можно оплатить на сайте даже обычной картой «Мир». Да и цены у них более гуманные.
Перелет из Москвы в Анталью 28 декабря с возвратом 4 января обойдется примерно в 80–100 тыс. рублей. Для комфортного путешествия с багажом подойдет скромная, но просторная машина с большим багажником — такая как Fiat Egea или Toyota Corolla. Неделя проката с полной страховкой обойдется в 270 евро — примерно 30 тыс. рублей. В тариф включен пробег в 1000 км.
Допустим, вы планируете отправиться в колыбель человеческой цивилизации — Месопотамию. В этом регионе можно посетить древнейшие города Газиантеп, Халфети, Шанлыурфа, Харран, Мардин, Мидьят, Диярбакыр, холм Гебекли, где расположен старейший в мире храм, и с головой погрузиться в настоящую турецкую культуру, не испорченную толпами туристов, желающих только поваляться на пляже с системой «все включено». И настоящая турецкая кухня никого не оставит равнодушным.
От Антальи путь неблизкий — 1000 км в одну сторону. Значит, еще порядка 500 евро придется заплатить за лишний пробег. Бензин в Турции стоит 1,25 евро за литр. При расходе в 10 л на 100 км еще 250 евро уйдет на топливо. Итого автомобильная поездка на прокатной машине обойдется примерно в 110 тыс. рублей. На проживание, питание, экскурсии в течение недели заложим еще 100 тыс. рублей. Итого транспорт выйдет минимум в 270 тыс. рублей, а общий бюджет можно оценить в 370 тыс. рублей. Немало!
Может, тогда стоит попробовать поехать на собственном автомобиле? Тем более что ряды аэрофобов пополняются: на днях в аэропорту Антальи самолет SSJ-100 совершил жесткую посадку, в результате чего загорелся двигатель. По версии ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», причиной возгорания стал сильный удар о взлетно-посадочную полосу. На этот раз обошлось без пострадавших, но катастрофа в Шереметьево в мае 2019 года проходила по точно такому же сценарию: удар о землю, стойка шасси разрушает топливный бак, возникает пожар. Тогда погиб 41 человек.
До сих пор кратчайший маршрут пролегает через всю Грузию. Такое путешествие может быть очень увлекательным, но быстрым и простым его точно не назовешь.
От Москвы до погранперехода Верхний Ларс на машине ехать 1800 км либо через Ростов-на-Дону, либо через Волгоград и Элисту — большинство автопутешественников преодолевают этот путь за два дня с одной ночевкой. Но самое интересное впереди. После такой поездки хорошо бы выспаться в гостинице, например во Владикавказе, и уже на утро отправляться на грузинскую границу. В очереди на погранпереходе можно провести целый день, а под Новый год поток машин и людей будет немалым. Также велик риск того, что дорога на несколько дней будет перекрыта из-за снегопадов.
Впереди — путь в 500 км через всю Грузию, через горный перевал и горнолыжный курорт Гудаури, мимо Тбилиси и Батуми. В теории от Владикавказа до турецкой границы можно добраться за сутки. Но зимой в условиях горных серпантинов это будет сделать непросто. Да и у кого хватит силы воли проехать Грузию без остановок, чтобы не насладиться местными красотами, едой и гостеприимством? В реальности путь через Грузию растягивается минимум на двое суток.
Итого проехать придется 2300 км в один конец, которые растянутся на четверо суток. Вариант для крепких духом путешественников! На топливо потратите примерно 17 тыс. рублей. На ночевки в Ростове, Владикавказе и Тбилиси стоит заложить 20 тыс. рублей плюс хотя бы 10 тыс. рублей на питание. Итого переезд до границы Турции туда-обратно обойдется примерно в 100 тыс. рублей.
Путешествие в Месопотамию и обратно выльется примерно в 1800–2000 км. Почти 30 тыс. рублей уйдет на топливо в Турции и 100 тыс. рублей на проживание с питанием, как и в случае с путешествием на прокатной машине. Общий бюджет такой поездки — 230 тыс. рублей. И чем больше людей едет в машине, тем выгоднее.
Маршрут от Москвы до турецкого Трабзона с использованием парома Sea Bridge намного короче, чем маршрут через Грузию. Но выйдет ли он дешевле?
По платной трассе М4 от Москвы до Сочи 1630 км — на бензин уйдет примерно 10 тыс. рублей, ночевка в Ростове-на-Дону — еще 4 тыс. рублей, питание на два дня — 5 тыс. рублей. Итого путь до парома и обратно будет стоить примерено 40 тыс. рублей.
Провоз автомобиля от Сочи до Трабзона стоит 30–35 тыс. рублей в зависимости от размера машины. Значит, за обычную легковушку в обе стороны придется заплатить 60 тыс. рублей. Но надо еще и для пассажиров купить билеты.
Спальные места в каюте стоят от 20 тыс. рублей. Но паром идет не так долго: в 21 час выходит из одного порта, в 9 утра следующего дня приходит в другой порт. С учетом того что паром Sea Bridge имеет кафе, бар, игровые комнаты для взрослых и детей, общественные пространства, одну ночь можно провести и в салоне с сидячими местами. Они стоят от 6 тыс. рублей на человека. Билеты туда-обратно на двоих взрослых обойдутся минимум в 24 тыс. рублей. Итого дорога от Москвы до Турции и обратно выльется минимум в 130 тыс. рублей.
По прибытии можно задержаться в самом Трабзоне, тем более что местный торговый центр «Форум» — один из крупнейших в Европе.
Далее из Трабзона следует отправиться к Панагии Сумела — удивительному православному монастырю, построенном прямо на скале. Следующая точка — холм Гебекли в Месопотамии, до него ехать 670 км.
Все путешествие из Трабзона может уложиться в 1500 км — на топливо уйдет 21-23 тыс. рублей. Проживание и питание во всех случаях стоит идентично. Вся поездка обойдется минимум в 260 тыс. рублей.
Получается, что вариант с перелетом в Анталью и арендой автомобиля самый дорогой: 370 тыс. рублей. Что поделать — в Турции из-за местных налогов и пошлин машины намного дороже, чем в России и большинстве развитых стран мира.
А готовый тур в отель и поездки на собственном авто через Грузию или на пароме из Сочи по цене вполне сравнимы, и каждый смело может выбирать то, что ему по душе. Можно валяться на шезлонге у бассейна, можно отправиться в увлекательное, но очень длительное путешествие через Грузию, а можно выбрать ускоренный вариант с паромом. Двое суток в дороге — и вы в Турции.
Но есть одно важное «но»: вариант с прокатом машины вышел таким дорогим в основном из-за задранных к Новому году цен на авиабилеты. В иное время с общего ценника можно скинуть порядка 120 тыс. рублей, а вместо Месопотамии — выбрать иные варианты, например, знаменитую своими неземными пейзажами и полетами на воздушных шарах Каппадокию.
И тогда стоимость такого путешествия приравнивается к другим вариантам. Только тратите на дорогу — минимум времени и не переживаете о собственной машине, которую по возвращении не лишним будет еще отвезти на плановое техобслуживание.