Posted 23 ноября, 10:43

Published 23 ноября, 10:43

Modified 23 ноября, 10:45

Updated 23 ноября, 10:45

Цены на бензин на российских АЗС изменятся уже в декабре этого года

Что будет с ценами на бензин после очередной отмены запрета на экспорт топлива?

23 ноября 2024, 10:43
Фото: Владимир Гердо. ТАСС. Цены на бензин на российских АЗС изменятся уже в декабре этого года

Как изменится стоимость бензина в России в декабре 2024 года

Власти досрочно отменяют запрет на экспорт бензина из России. «НИ» попытались разобраться, как эта мера изменит цены на заправках для граждан уже в декабре 2024 года?

Мария Соколова

К решению досрочно снять запрет на экспорт бензина власти начали готовить людей постепенно. В начале ноября вице-премьер Александр Новак заявлял, что Минэнерго готовит предложение по снятию запрета на экспорт бензина АИ-92, чтобы избежать затоваривания рынка. 20 ноября появилась информация, что власти дополнительно изучают ситуацию на топливном рынке, в частности, ФАС проверяла скачки биржевых цен на топливо.

И вот официальное подтверждение: Новак заявил, что запрет на экспорт топлива будет снят досрочно.

— Будет снят, сейчас готовятся документы. Это ближайшие дни. Сложно сказать, с 1 декабря или [с другой даты будут сняты ограничения].

По словам министра энергетики Сергея Цивилева, запрет на экспорт отменят только для производителей топлива, но эта мера затронет все виды бензина.

Зачем нужен запрет на экспорт бензина

Напомним, что запрет на экспорт топлива в 2024 году ввели еще в марте. Производителям и оптовикам было выгоднее отправлять бензин на экспорт — за границей он дороже. Это приводило к дефициту на внутреннем рынке и росту цен.

Тогда запрет ввели накануне посевных и прочих сельскохозяйственных работ, но уже 20 мая его приостановили из-за насыщения внутреннего рынка. Вернули запрет спустя два месяца — уже накануне уборочных полевых работ.

Запретом власти заставляют производителей оставлять топливо на внутреннем рынке и вместе с этим — вынуждают компании продавать топливо на бирже, чтобы у всех потребителей (тут речь идет об оптовиках — АЗС, которые уже в свою очередь продают топливо автомобилистам) была равная возможность купить топливо по справедливой цене.

Без этого инструмента производители могут продавать бензин и дизель своим дочерним розничным структурам по одной цене, сторонним крупным сетям — по другой, еще более высокой, а небольшим заправкам — и того выше. Это прямой путь к тому, чтобы небольшие частные заправки банкротились и уходили с рынка, освобождая место ВИНКам — вертикально интегрированным нефтяным компаниям — таким как Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Татнефть.

Вот только власти уж очень деликатно принуждают нефтяников продавать топливо через биржу. С 1 марта 2024 года там была повышена норма реализации дизельного топлива с 12,5% до 16%, но временно — сроком на полгода. По бензину норма не менялась — 15%. А еще с 1 марта компании должны 1% от реализуемого на бирже топлива выставлять на срочный рынок, то есть заключать контракты на будущее.

Все эти меры должны были повысить стабильность топливного рынка. Но стало ли топливо в результате этих решений доступнее для обычных людей?

Как запрет на экспорт изменил цены на топливо

Мартовский запрет на экспорт действительно смог остановить рост цен. С начала 2024 года по середину марта самый популярный бензин АИ-93 подорожал на бирже с 41 562 рублей до 54 263 рубля. Запрет позволил снизить цены до 48 892 рублей. Все равно это дороже, чем было в начале года.

Но зато что было потом! К сентябрю биржевые цены взлетели на 27,4% — до 62 280 рублей за тонну. Возврат ограничений на экспорт лишь замедлил рост цен, но не остановил его. Осень же прошла стабильно без резких скачков. Итого с начала года АИ-92 на бирже подорожал на 43%.

По бензину АИ-95 ситуация чуть более приятная: после летнего взлета цен началось небольшое снижение. В пике цены на тонну 95-го достигали 73 605 рублей, а к 18 ноября снизились до 63 072 рубля. Итого подорожание с начала года составило 40,5%.

С такими показателями политику государства по сдерживанию цен на топливо сложно назвать эффективной. Более или менее получается регулировать розничные цены на бензин и дизель. Мониторинг «Петрол Плюс» показывает, что АИ-92 с начала года подорожал на 7% до 54,41 рубля за литр (средняя по России цена), АИ-95 подорожал на 7% до 58,59 рубля за литр, а дизель — на 4,7% до 67,49 рубля.

Основной рост пришелся на летние месяцы, когда был снят запрет на экспорт бензина. Но и осенью АЗС не уставали менять ценники.

Что мы получили в итоге? Во-первых, никакого снижения цен, вызванного насыщением рынка, или хотя бы стабилизации цен, нет. Топливо дорожает. Во-вторых, рост розничных цен сильно отстает от роста оптовых расценок. АЗС будут просто вынуждены продавать бензин и дизель дороже, чтобы компенсировать разницу с закупочными ценами. Они занимаются бизнесом, а не благотворительностью. В-третьих, история показывает, что и оптовые, и розничные цены устремляются вверх сразу после отмены запрета на экспорт.

Нет ни одного фактора, который дал бы хотя бы призрачную надежду на то, что бензин в декабре 2024-го, а затем и в 2025-м не будет дорожать. Остается только гадать, как сильно топливо вырастет в цене.

Дойдет ли стоимость бензина в следующем году до 70 рублей за литр? Это будет зависеть только от ФАС и других госорганов, которые могут оказывать давление на АЗС.

Подпишитесь