Posted 23 ноября, 10:43
Published 23 ноября, 10:43
Modified 23 ноября, 10:45
Updated 23 ноября, 10:45
Мария Соколова
К решению досрочно снять запрет на экспорт бензина власти начали готовить людей постепенно. В начале ноября вице-премьер Александр Новак заявлял, что Минэнерго готовит предложение по снятию запрета на экспорт бензина АИ-92, чтобы избежать затоваривания рынка. 20 ноября появилась информация, что власти дополнительно изучают ситуацию на топливном рынке, в частности, ФАС проверяла скачки биржевых цен на топливо.
И вот официальное подтверждение: Новак заявил, что запрет на экспорт топлива будет снят досрочно.
— Будет снят, сейчас готовятся документы. Это ближайшие дни. Сложно сказать, с 1 декабря или [с другой даты будут сняты ограничения].
По словам министра энергетики Сергея Цивилева, запрет на экспорт отменят только для производителей топлива, но эта мера затронет все виды бензина.
Напомним, что запрет на экспорт топлива в 2024 году ввели еще в марте. Производителям и оптовикам было выгоднее отправлять бензин на экспорт — за границей он дороже. Это приводило к дефициту на внутреннем рынке и росту цен.
Тогда запрет ввели накануне посевных и прочих сельскохозяйственных работ, но уже 20 мая его приостановили из-за насыщения внутреннего рынка. Вернули запрет спустя два месяца — уже накануне уборочных полевых работ.
Запретом власти заставляют производителей оставлять топливо на внутреннем рынке и вместе с этим — вынуждают компании продавать топливо на бирже, чтобы у всех потребителей (тут речь идет об оптовиках — АЗС, которые уже в свою очередь продают топливо автомобилистам) была равная возможность купить топливо по справедливой цене.
Без этого инструмента производители могут продавать бензин и дизель своим дочерним розничным структурам по одной цене, сторонним крупным сетям — по другой, еще более высокой, а небольшим заправкам — и того выше. Это прямой путь к тому, чтобы небольшие частные заправки банкротились и уходили с рынка, освобождая место ВИНКам — вертикально интегрированным нефтяным компаниям — таким как Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Татнефть.
Вот только власти уж очень деликатно принуждают нефтяников продавать топливо через биржу. С 1 марта 2024 года там была повышена норма реализации дизельного топлива с 12,5% до 16%, но временно — сроком на полгода. По бензину норма не менялась — 15%. А еще с 1 марта компании должны 1% от реализуемого на бирже топлива выставлять на срочный рынок, то есть заключать контракты на будущее.
Все эти меры должны были повысить стабильность топливного рынка. Но стало ли топливо в результате этих решений доступнее для обычных людей?
Мартовский запрет на экспорт действительно смог остановить рост цен. С начала 2024 года по середину марта самый популярный бензин АИ-93 подорожал на бирже с 41 562 рублей до 54 263 рубля. Запрет позволил снизить цены до 48 892 рублей. Все равно это дороже, чем было в начале года.
Но зато что было потом! К сентябрю биржевые цены взлетели на 27,4% — до 62 280 рублей за тонну. Возврат ограничений на экспорт лишь замедлил рост цен, но не остановил его. Осень же прошла стабильно без резких скачков. Итого с начала года АИ-92 на бирже подорожал на 43%.
По бензину АИ-95 ситуация чуть более приятная: после летнего взлета цен началось небольшое снижение. В пике цены на тонну 95-го достигали 73 605 рублей, а к 18 ноября снизились до 63 072 рубля. Итого подорожание с начала года составило 40,5%.
С такими показателями политику государства по сдерживанию цен на топливо сложно назвать эффективной. Более или менее получается регулировать розничные цены на бензин и дизель. Мониторинг «Петрол Плюс» показывает, что АИ-92 с начала года подорожал на 7% до 54,41 рубля за литр (средняя по России цена), АИ-95 подорожал на 7% до 58,59 рубля за литр, а дизель — на 4,7% до 67,49 рубля.
Основной рост пришелся на летние месяцы, когда был снят запрет на экспорт бензина. Но и осенью АЗС не уставали менять ценники.
Что мы получили в итоге? Во-первых, никакого снижения цен, вызванного насыщением рынка, или хотя бы стабилизации цен, нет. Топливо дорожает. Во-вторых, рост розничных цен сильно отстает от роста оптовых расценок. АЗС будут просто вынуждены продавать бензин и дизель дороже, чтобы компенсировать разницу с закупочными ценами. Они занимаются бизнесом, а не благотворительностью. В-третьих, история показывает, что и оптовые, и розничные цены устремляются вверх сразу после отмены запрета на экспорт.
Нет ни одного фактора, который дал бы хотя бы призрачную надежду на то, что бензин в декабре 2024-го, а затем и в 2025-м не будет дорожать. Остается только гадать, как сильно топливо вырастет в цене.
Дойдет ли стоимость бензина в следующем году до 70 рублей за литр? Это будет зависеть только от ФАС и других госорганов, которые могут оказывать давление на АЗС.