Posted 19 ноября, 07:12
Published 19 ноября, 07:12
Modified 19 ноября, 07:18
Updated 19 ноября, 07:18
Мария Соколова
Четыре пуска за двое суток — невероятные темпы для современной космонавтики. Сотрудникам SpaceX придется попотеть, ведь для запуска трех ракет Falcon 9 есть только два космодрома — в Калифорнии и Флориде. А еще нужно успеть принять вернувшиеся первые ступени Falcon 9. Для сравнения: Россия за 10,5 месяца с начала 2024 года совершила только 13 запусков.
Но высокая частота запусков Falcon 9 — исключительно дело техники. Никто уже не сомневается в том, что SpaceX отладила этот процесс до совершенства. Совсем другое дело — шестой тестовый полет гигантского Starship!
Предыдущие пять испытательных полетов продемонстрировали невероятный прогресс. С каждым разом пуски Starship проходят все успешнее. Чем же Илон Маск удивит на этот раз?
Первое, что бросается в глаза, — это сокращающиеся сроки подготовки нового Starship. Сначала летные испытания проводились раз в полгода, потом интервал сократился до трех месяцев, а между пятым и шестым полетом прошло всего лишь чуть больше одного месяца.
Как Маск смог так быстро подготовить изменения в конструкцию и получить разрешение на полет от регулятора? В прошлый раз бюрократические проволочки сдвинули дату пуска на два месяца.
Секрет прост: во время шестого испытательного полета в космос отправятся те же самые версии ракеты и космического корабля, что и в пятом. А значит, на них не нужно получать отдельное разрешение. Starship нового, третьего поколения должен будет полететь в следующий раз.
Зачем повторять уже пройденное? Когда первая ступень Super Heavy смогла вернуться на стартовую площадку и мягко опуститься в «лапы» Mechazilla, а сам Starship мягко опустился в воды Атлантического океана без видимых повреждений корпуса, люди восприняли это как чудо. Удивлен был даже сам Илон Маск.
Теперь SpaceX предстоит доказать, что прошлый успех был не счастливой случайностью, а закономерным и стабильным результатом их профессиональной работы.
У Starship есть две очевидные задачи: вывод на орбиту больших спутниковых группировок и освоение Марса. Если их реализуют, это уже будет колоссальный прорыв в мировой космонавтике. Однако еще на старте проекта в 2019 году Илон Маск говорил, что Starship может работать в качестве суборбитального гиперзвукового пассажирского транспорта между городами на Земле.
Долгое время о пассажирских перевозках не вспоминали, но на днях Маск напомнил о своих планах. По его словам, полет из Нью-Йорка в Лондон займет 29 минут, в Париж — 30 минут, в Шанхай — 39 минут, из Цюриха в Сидней — 50 минут.
Звучит, с одной стороны, фантастически, с другой — почему бы и нет? Раньше люди не верили, что можно производить доступные и эффективные электромобили с автопилотом, что ракеты невозможно возвращать на космодром, что повторное использование ракет может приносить выгоду, что быстрый интернет в любой точки земного шара может быть доступен каждому. Эти стереотипы Маск сломал, так почему бы и не сломать стереотипы о ракетах как об общественном транспорте?
Технически реализовать такие полеты наверняка не составит проблем. Но будет ли спрос и какие палки в колеса станут вставлять бюрократы?
В истории человечества уже были попытки создать сверхбыстрый пассажирский транспорт — это франко-британский самолет «Конкорд» и советский Ту-144. Но оба канули в Лету, несмотря на то что «Конкорд» позволял долететь от Парижа до Нью-Йорка за три часа вместо обычных 8,5 часа.
Оказалось, что люди не готовы платить дополнительные деньги и жертвовать комфортом (а при полете на Starship почти все время придется переносить немалые перегрузки) ради экономии нескольких часов. В коммерческую эксплуатацию British Airways и Air France поступило всего лишь 14 «Конкордов», причем пять из них были переданы авиакомпаниям за символические один фунт стерлингов и один франк соответственно.
Первый полет с пассажирами «Конкорд» совершил в 1976 году, а последний — в 2003-м. Эти самолеты оказались невостребованными: люди вполне довольствовались комфортными перелетами в обычных лайнерах, а если есть деньги, то можно взять билеты в роскошный первый класс и хорошенько отдохнуть за время полета. К тому же были проблемы с превышением допустимого уровня шума на взлете.
И как в эту картину мира вписываются пассажирские ракеты? Пока примерно никак. Дело даже не в том, что суборбитальные полеты — это все еще очень дорогостоящее развлечение для миллионеров.
К пускам ракет предъявляются очень высокие требования по безопасности. В СССР и России космодромы строили так, чтобы на траектории полета была либо тайга, либо степь. Американские космодромы построены так, чтобы ракеты летели над океаном. В любом случае под траекторией полета не может быть населенных пунктов. Да и сам космодром должен быть на безопасном расстоянии от любых населенных пунктов, чтобы в случае аварии не пострадали люди.
Нью-Йорк находится на побережье — это удобно, хотя застройка там плотная. Но как расположить космодром для Starship вблизи Лондона или Парижа?
Сейчас сложно представить, как европейские власти могут разрешить строительство вблизи больших городов космодрома, с которого будут стартовать грохочущие ракеты, в которых только первая ступень несет 3,3 тыс. тонн топлива. В случае аварии будет колоссальный взрыв!
А вот в США либерализация космической деятельности вполне реальна. 13 ноября Дональд Трамп назначил Илона Маска на пост главы департамента по достижению эффективности правительства (DOGE). А уже 14 ноября Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), которое выдает разрешение на полеты, объявило о создании комитета для пересмотра и обновления правил лицензирования космических запусков, «чтобы способствовать большей ясности, гибкости, эффективности и инновациям».
Процесс лицензирования уже пытались упростить в 2021 году, но из-за медленной работы регулятора американская космонавтика столкнулась с еще большими проблемами. Точнее сказать, SpaceX столкнулась: Илон Маск регулярно обвинял регулятор в медлительности. И это так: компания проводила техническую модернизацию Starship быстрее, чем на это могло реагировать FAA.
Чтобы выполнять данные обещания и соответствовать графику работ, Маску сейчас очень нужно, чтобы бюрократия не тормозила работы. Например, на 2025 год запланирован полет сразу двух Starship, которые должны провести стыковку на орбите и совершить демонстрационную перекачку топлива. Такая дозаправка требуется для межпланетных полетов.
Ближайшие четыре года — хорошее окно возможностей для Илона Маска и SpaceX. Сейчас уже можно оказывать влияние непосредственно на правительство. А что будет после следующих выборов президента США, неизвестно. К власти вновь могут прийти демократы с зеленой повесткой и все перевернуть с ног на голову.
А пока у нас есть шанс понаблюдать, как в космонавтике совершается революция. Предполетные испытания Starship, включая заправку топливом, уже прошли. Старт должен произойти в ночь на среду — в 1:00 мск. Как всегда, за полетом SpaceX можно следить в прямом эфире на YouTube.