Posted 19 ноября, 07:12

Published 19 ноября, 07:12

Modified 19 ноября, 07:18

Updated 19 ноября, 07:18

Испытание Starship № 6 докажет реальность полета из Лондона в Нью-Йорк за полчаса

19 ноября 2024, 07:12

Илон Маск при Трампе может обойти бюрократию и запустить новые проекты

Сюжет
Космос
Неделя для Илона Маска начинается с установления новых рекордов: в течение 48 часов SpaceX совершит сразу четыре пуска ракет! И, что самое важное, среди них будет шестой испытательный полет корабля Starship, который должен открыть новые горизонты для всего человечества.

Мария Соколова

Четыре пуска за двое суток — невероятные темпы для современной космонавтики. Сотрудникам SpaceX придется попотеть, ведь для запуска трех ракет Falcon 9 есть только два космодрома — в Калифорнии и Флориде. А еще нужно успеть принять вернувшиеся первые ступени Falcon 9. Для сравнения: Россия за 10,5 месяца с начала 2024 года совершила только 13 запусков.

Но высокая частота запусков Falcon 9 — исключительно дело техники. Никто уже не сомневается в том, что SpaceX отладила этот процесс до совершенства. Совсем другое дело — шестой тестовый полет гигантского Starship!

Предыдущие пять испытательных полетов продемонстрировали невероятный прогресс. С каждым разом пуски Starship проходят все успешнее. Чем же Илон Маск удивит на этот раз?

Чем примечателен Starship № 6?

Первое, что бросается в глаза, — это сокращающиеся сроки подготовки нового Starship. Сначала летные испытания проводились раз в полгода, потом интервал сократился до трех месяцев, а между пятым и шестым полетом прошло всего лишь чуть больше одного месяца.

Как Маск смог так быстро подготовить изменения в конструкцию и получить разрешение на полет от регулятора? В прошлый раз бюрократические проволочки сдвинули дату пуска на два месяца.

Секрет прост: во время шестого испытательного полета в космос отправятся те же самые версии ракеты и космического корабля, что и в пятом. А значит, на них не нужно получать отдельное разрешение. Starship нового, третьего поколения должен будет полететь в следующий раз.

Зачем повторять уже пройденное? Когда первая ступень Super Heavy смогла вернуться на стартовую площадку и мягко опуститься в «лапы» Mechazilla, а сам Starship мягко опустился в воды Атлантического океана без видимых повреждений корпуса, люди восприняли это как чудо. Удивлен был даже сам Илон Маск.

Теперь SpaceX предстоит доказать, что прошлый успех был не счастливой случайностью, а закономерным и стабильным результатом их профессиональной работы.

Межгород на Starship

У Starship есть две очевидные задачи: вывод на орбиту больших спутниковых группировок и освоение Марса. Если их реализуют, это уже будет колоссальный прорыв в мировой космонавтике. Однако еще на старте проекта в 2019 году Илон Маск говорил, что Starship может работать в качестве суборбитального гиперзвукового пассажирского транспорта между городами на Земле.

Долгое время о пассажирских перевозках не вспоминали, но на днях Маск напомнил о своих планах. По его словам, полет из Нью-Йорка в Лондон займет 29 минут, в Париж — 30 минут, в Шанхай — 39 минут, из Цюриха в Сидней — 50 минут.

Звучит, с одной стороны, фантастически, с другой — почему бы и нет? Раньше люди не верили, что можно производить доступные и эффективные электромобили с автопилотом, что ракеты невозможно возвращать на космодром, что повторное использование ракет может приносить выгоду, что быстрый интернет в любой точки земного шара может быть доступен каждому. Эти стереотипы Маск сломал, так почему бы и не сломать стереотипы о ракетах как об общественном транспорте?

Технически реализовать такие полеты наверняка не составит проблем. Но будет ли спрос и какие палки в колеса станут вставлять бюрократы?

В истории человечества уже были попытки создать сверхбыстрый пассажирский транспорт — это франко-британский самолет «Конкорд» и советский Ту-144. Но оба канули в Лету, несмотря на то что «Конкорд» позволял долететь от Парижа до Нью-Йорка за три часа вместо обычных 8,5 часа.

Оказалось, что люди не готовы платить дополнительные деньги и жертвовать комфортом (а при полете на Starship почти все время придется переносить немалые перегрузки) ради экономии нескольких часов. В коммерческую эксплуатацию British Airways и Air France поступило всего лишь 14 «Конкордов», причем пять из них были переданы авиакомпаниям за символические один фунт стерлингов и один франк соответственно.

Первый полет с пассажирами «Конкорд» совершил в 1976 году, а последний — в 2003-м. Эти самолеты оказались невостребованными: люди вполне довольствовались комфортными перелетами в обычных лайнерах, а если есть деньги, то можно взять билеты в роскошный первый класс и хорошенько отдохнуть за время полета. К тому же были проблемы с превышением допустимого уровня шума на взлете.

И как в эту картину мира вписываются пассажирские ракеты? Пока примерно никак. Дело даже не в том, что суборбитальные полеты — это все еще очень дорогостоящее развлечение для миллионеров.

К пускам ракет предъявляются очень высокие требования по безопасности. В СССР и России космодромы строили так, чтобы на траектории полета была либо тайга, либо степь. Американские космодромы построены так, чтобы ракеты летели над океаном. В любом случае под траекторией полета не может быть населенных пунктов. Да и сам космодром должен быть на безопасном расстоянии от любых населенных пунктов, чтобы в случае аварии не пострадали люди.

Нью-Йорк находится на побережье — это удобно, хотя застройка там плотная. Но как расположить космодром для Starship вблизи Лондона или Парижа?

Как назначение Маска в правительство Трампа изменит космонавтику

Сейчас сложно представить, как европейские власти могут разрешить строительство вблизи больших городов космодрома, с которого будут стартовать грохочущие ракеты, в которых только первая ступень несет 3,3 тыс. тонн топлива. В случае аварии будет колоссальный взрыв!

А вот в США либерализация космической деятельности вполне реальна. 13 ноября Дональд Трамп назначил Илона Маска на пост главы департамента по достижению эффективности правительства (DOGE). А уже 14 ноября Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), которое выдает разрешение на полеты, объявило о создании комитета для пересмотра и обновления правил лицензирования космических запусков, «чтобы способствовать большей ясности, гибкости, эффективности и инновациям».

Процесс лицензирования уже пытались упростить в 2021 году, но из-за медленной работы регулятора американская космонавтика столкнулась с еще большими проблемами. Точнее сказать, SpaceX столкнулась: Илон Маск регулярно обвинял регулятор в медлительности. И это так: компания проводила техническую модернизацию Starship быстрее, чем на это могло реагировать FAA.

Чтобы выполнять данные обещания и соответствовать графику работ, Маску сейчас очень нужно, чтобы бюрократия не тормозила работы. Например, на 2025 год запланирован полет сразу двух Starship, которые должны провести стыковку на орбите и совершить демонстрационную перекачку топлива. Такая дозаправка требуется для межпланетных полетов.

Ближайшие четыре года — хорошее окно возможностей для Илона Маска и SpaceX. Сейчас уже можно оказывать влияние непосредственно на правительство. А что будет после следующих выборов президента США, неизвестно. К власти вновь могут прийти демократы с зеленой повесткой и все перевернуть с ног на голову.

А пока у нас есть шанс понаблюдать, как в космонавтике совершается революция. Предполетные испытания Starship, включая заправку топливом, уже прошли. Старт должен произойти в ночь на среду — в 1:00 мск. Как всегда, за полетом SpaceX можно следить в прямом эфире на YouTube.

Подпишитесь