Виктор Левин
Стоит заметить, что никто и не обещал народу, что автомобили будут сохранять старые ценники. Наоборот, раздутая до небес истерия вокруг ставок утильсбора, максимум которых придется на 2030 год, заставила покупателей поспешить с покупками.
— Октябрь стал самым успешным месяцем на отечественном авторынке, — заявил директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Суммарно было реализовано 171 179 новых автомобилей, что на 13% превысило показатель прошлого рекордного месяца — сентября (150 879 ед.) и на 52% — результат октября 2023-го.
Что именно купили россияне в октябре, хорошо видно на таблице «Автостата».
И вот наступил ноябрь — и после праздника большой распродажи пришла очередь послевкусия в виде пустующих автосалонов и скучающих продавцов. Самое время — включить знакомые маркетологам игры со скидками и ценами.
Самый простой ход — поиграть с ценами на разные комплектации машин. Так, например, белорусский производитель Belgee, выпускающий Geely, сохранил базовую стоимость кроссоверов X50 и Х70, но прибавил по 57 тысяч рублей и 70 тысяч рублей на более продвинутые модификации обоих автомобилей. Что увеличило их стоимость на 2,5-3 процента. Вопрос в том, найдет ли покупатель машины «по базе», остается открытым.
Еще один вариант в играх с ценами — убрать так называемую «прямую скидку», которую предоставляют официальные дилеры, но снизить базовую цену по прайс-листу.
Ура! Популярные в народе бюджетные кроссоверы Cherу Tiggo 4 Pro стали дешевле в ноябре на 180-245 тысяч рублей. Но покупатель не обязан знать, что ушедшая в в прошлое прямая скидка была в районе 190-265 тысяч. Поэтому простое вычитание дает неутешительный результат: снятая с производства машина подорожала на 10-25 тысяч рублей.
Аналогичный результат получаем и с моделью Tiggo 7 Pro Max, которая по прайс-листу подешевела на 20-90 тысяч рублей, но лишилась прямой скидки в 100 тысяч.
Но это не все. Если Cherу Tiggo 4 Pro стоит сейчас от 1 920 000 до 2 405 000 рублей, то за приходящий ему на смену новый Chery Tiggo 4 без приставки Pro просят уже 2 330 — 2 630 000 рублей, или почти на 15-20 процентов больше.
А вот цены на Tiggo 8 Pro Max таят сюрпризы для покупателя: если переднеприводные машины подорожали на 90 тысяч (3 300 000 — 3 550 000 рублей), то полноприводные стали дешевле на 140-160 тысяч, им кроме того положена скидка в 130 тысяч (ранее было 120 тысяч).
Несколько иная тактика — у дилеров Changan, на официальном сайте которого обновились цены всех моделей в сторону увеличения, но и понятие «прямых скидок» никуда не исчезло.
Прим этом Changan четко разделил ценники на машины 2023 и 2024 годов выпуска. Сэкономить можно на разных моделях и 100, и 200 тысяч рублей, если не задаваться коварными вопросами: а откуда берется в конце 2024 года неликвид прошлого года?
Ясного ответа нет, учитывая чудеса бездонного китайского рынка и стремление дилеров смягчать ценовые шоки российского авторынка.
По новым прайсам Changan кроссоверы CS35 Plus New (2024 год) прибавили по 200 тысяч, но есть скидка в 100 тысяч (2 439 900 — 2 499 900 рублей). Машины 2023 года стоят 2 189 900 — 2 249 900 рублей.
Все три комплектации кроссовера CS55 Plus (Uni-S) стали дороже на 160 тысяч, но дают скидку в 80 тысяч (2 709 900 — 2 829 900 рублей). Экземпляры 2023 года стоят 2 549 900 — 669 900 рублей.
Changan Uni—T прибавил 180 тысяч, получив во всех трех комплектациях скидку в 50 тысяч (2 999 900 — 3 169 900 рублей). Машины 2023 года предлагают от 2 799 900 до 2 899 900 рублей.
А вот Haval больше не выставляет цены на машины 2023 года. Вероятно, потому что большая часть автомобилей этой марки делают в Туле, и неисчерпаемых запасов просто нет.
С 200 до 150 тысяч снизился размер прямой скидки, которая предлагается для всех комплектаций кроссовера M6, выпущенных в 2024 году (2 029 000 — 2 149 000 рублей).
Все комплектации кроссовера Haval H3 прибавили по 50 тысяч (2 649 000 — 3 149 000 рублей).
Внедорожник Haval H9 с бензиновым двигателем подорожал на 100 тысяч, стоимость дизельных версий не изменилась (4 399 000 — 5 299 000 рублей).
Что касается «параллельных» дилеров и просто торговцев автомобилями, которые ввозят некитайский товар — от все еще популярных «Тойот» до «Мерседесов», то с их маркетингом все просто: авто, ввезенные по старым ставка утильсбора, заканчиваются почти у всех, а все новые партии приходят с новыми ценниками. До конца 2024 года общий прирост цены прогнозируется на уровне 10 процентов.
Значит ли это, что авторынок в России впадет в глубокую депрессию?
Скорее всего — нет.
Во-первых, к концу года в экономику и кошельки граждан будут вброшены триллионы бюджетных рублей, годовые премии и бонусы работников большого бизнеса.
Во-вторых, тратить растущие доходы граждан, кроме как на автомобили и недвижимость, больше некуда. Правда, с переоцененной в результате былого ипотечного недвижимостью ситуация складывается весьма непростая.
Зато потребность в новых автомобилях никуда не денется.По данным агентства «Автостат», средний возраст легковых автомобилей в России на 1 января 2024 года составлял 15,2 года.