Posted 3 ноября, 07:59
Published 3 ноября, 07:59
Modified 3 ноября, 08:01
Updated 3 ноября, 08:01
Мария Соколова
Сколько надежд возлагали на «Москвич»: самая популярная модель «Москвич 3» располагается в низшем ценовом сегменте для китайских машин — около 2 млн рублей, при этом формально имеет все самое необходимое: тяговитый турбомотор, автоматическую трансмиссию, современную мультимедиасистему, страхующую электронику, нормальный простор в салоне и приличный багажник. Казалось бы, что еще нужно русскому человеку?
Однако продажи показали, что нужно что-то другое. Автозавод отчитался, что в октябре смог реализовать 2,4 тыс. машин. Почти все из них — «Москвич 3». Из них только порядка 100 экземпляров пришлось на электромобиль «Москвич 3е», а лифтбеков «Москвич 6» удалось реализовать только 130 штук. Встретить их на дороге почти невозможно. Хотя оригинал шестой модели — JAC J7 регулярно встречается на дорогах в виде такси.
Народ сейчас сметает в автосалонах все, что только может найти в ожидании повышения цен из-за роста утильсбора. В результате по итогам года продажи новых машин лишь чуть-чуть не дотянут до показателей спокойного 2019 года, когда удалось реализовать 1,6 новых автомобилей.
Но за «Москвичами» очереди не выстраиваются: машины этой марки никак не могут пробиться хотя бы в десятку самых популярных. Чтобы вытеснить китайские JAECOO с 10 места, «Москвичу» необходимо увеличить продажи минимум на 25%.
А какие оптимистичные планы строило руководство «Москвича» в конце 2023 года: производственный план на 2024 год тогда был 50 тыс. машин. Это тянет на 6–7 места в списке самых популярных марок. Уже неплохо. Но теперь ожидания составляют 27 тыс. машин за 2024 год. Реальные продажи оказались почти в 2 раза меньше плана! И это при том, что «Москвичи» закупают госорганы: Спецсвязь, Росгвардия, МВД, Росреестр, ФСИН, ЦОДД, АМПП, Ространснадзор, Московский метрополитен и другие.
Такие показатели продаж, не соответствующие плану, могут негативно сказаться на финансовых показателях. За 2023 год чистый убыток АО «Московский автомобильный завод „Москвич“ по РСБУ вырос в 3,6 раза — до 8,6 млрд рублей. Но это нормально: молодая компания вынуждена тратить большие деньги на развитие производства.
Важно, выйдет ли завод на прибыль в будущем. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что независимый «Москвич» в самостоятельном плавании — не жилец.
— Они не могут выполнить производственный план, потому что «Москвич» оказался никому особенно не нужен, особенно электрический. Поэтому уверен, что завод самостоятельно существовать с такими показателями не может.
Но есть один важный нюанс — «Москвич» на 99,9% принадлежит столичным властям, которые обеспечили стартовые инвестиции в 5 млрд рублей. Городской бюджет финансирует завод не только напрямую, но и за счет представления налоговых льгот.
Если бизнес приносит убытки, то его закрывают. Таковы правила ведения коммерческой деятельности. Но в случае с «Москвичом» все иначе — считает Антон Шапарин.
— Московские власти могут финансово поддерживать «Москвич» бесконечно долго, потому что бюджет у Москвы большой, а пиаровских усилий было вложено много. Уверен, что они продолжат поддерживать этот завод.
«Москвич 3» еще кое-как продается, «Москвич 6» откровенно провалился на рынке. 130 машин за месяц на всю страну — это ничто. Но в будущем модельная линейка должна быть расширена. В прошлом году обещали, что в первой половине 2024 года выйдет среднеразмерный кроссовер «Москвич 5», а до конца 2024 года — большой семиместный кроссовер «Москвич 8». После к ним должен присоединиться компактный «Москвич 2».
Но вот ноябрь уже 2024 года, а из всех этих машин слышно только о «Москвиче 8» — это по факту китайский JAC Sehol X8 Plus с иными шильдиками. Начать продажи этой машины по-прежнему обещают к концу 2024 года. Цены до сих пор не объявлены, но может все-таки просторный семейный автомобиль поправит дела автозавода? Увы, Антон Шапарин уверен в обратном, и на это есть причины.
— Я не думаю, что новые модели сильно изменят картину, потому что в любом случае они будут запредельно дорогими, ведь за эти автомобили придется платить огромный утилизационный сбор. Высоколокализованными им не стать.
Но дальше — больше! Согласно прошлогодней презентации, руководство «Москвича» рассчитывает разработать ни много, ни мало, а собственную платформу для электромобилей! Электрификация очень модная, только продажи электромобилей в России стабильно падают с весны 2024 года. А в сентябре 2024 года они оказались на 28% ниже, чем годом ранее — продано 1 270 машин, и в основном это мощные и дорогие Zeekr. Электромобили так и остаются игрушкой для состоятельных людей. Вот и Антон Шапарин сомневается в реализации таких планов.
— Это мы уже видели: «Москвич — 2141» электрический уже был. И единственный его прототип находится в настоящее время в музее. Этот новый проект точно так же окажется в музее, потому что электрический «Москвич» окажется никому не нужным. Пока его будут разрабатывать, китайцы уже десять раз перейдут на твердотельные батареи и десять раз улучшат свои характеристики. А «Москвич» только закончит разработку на сегодняшних технологиях.
Чтобы понять бесперспективность длительной разработки электромобилей на устаревших технологиях, не обязательно ходить по граблям — можно изучить опыт других компаний. В качестве примера Шапарин приводит концерн Volkswagen. Входящая в его состав Audi закрывает и продает завод в Брюсселе, где делали электромобили, а сам Volkswagen закрывает три завода в Германии. Его увлечение электромобилями не оправдало надежд — конкуренты оказались быстрее и смогли выпустить более современный продукт.
Получается, что «Москвич» никуда не денется. Вероятно производство будет как-то развиваться (обещают углубление локализации и даже рестайлинг существующих моделей), но все это не гарантирует рыночного успеха. Но заводу он и не нужен, ведь за ним стоит бездонный столичный бюджет.